Гоголь назвал свою повесть «портрет» . потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству? наверное, есть в этой странной повести гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь столицы 30-х годов х1х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе. художника чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения рафаэля, микеланджело, корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, чартков готов отдать за него последний двугривенный. нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими . он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека» . он отвергает художников, у которых «самая природа.. кажется низкою, грязною» , так что «нет в ней чего-то озаряющего» . чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к удовольствиям житейским, суете. но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. своим успехом чартков обязан тем, что рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта - рисунок психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягателен, а реальная жизнь обрела значительность идеала. однако чартков солгал, придав незначительной девице облик психеи. польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. и талант стал покидать чарткова, изменил ему. «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» , - говорит отец сыну во второй части повести. эти слова почти дословно повторяют слова моцарта в пушкинской трагедии: «гений и злодейство - две вещи несовместные» . но для пушкина добро - в природе гениальности. гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушителен для личности. чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. и несмотря на славу модного живописца, чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в италии, вызвала в чарткове потрясение. вероятно, в восхищенном контуре этой картины гоголь дает обобщенный образ знаменитого полотна карла брюллова «последний день помпеи» , прямой отзыв о которой помещен как статья во второй части сборника «арабески» . но потрясение, испытанное чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. и этот путь ведет его к сумасшествию и смерти. что было причиной этих страшных прев
Мы задаёмся вопросом, а зачем же итак образованным людям изучать историю? Как вы думаете? Выскажите ваше мнение на эту тему. ну а пока мы будете думать над ответом, я расскажу вам, что я считаю на этот счёт.
итак, само слово история звучит очень интересно и многим интересно знать о какой-либо страны или мира, о традициях, о языке, что делали люди в данной стране в то или иное время, так вот, о чём это я, совсем забылся. Так вот, необязательно быть либо слишком умным, либо слишком тупым для подобного. Мы можем не читать сами учебники истории, мы можем читать литературу 18-20 веков. из неё мы уже знаем какие речевые обороты, некоторые традиции или как жили люди в том или ином году. Образованному человеку всегда нужно пополнять количество знаний. Даже если он уже образован и умён, ему всегда будет интересно почитать про тот или иной объект, пополнить источник знаний, расширить кругозор. Даже пары страниц хватает и ты уже знаешь хоть небольшую часть информации.
ну а теперь когда я закончил, я осмелюсь спросить у вас, а как думаете вы? Неужто уже образованному человеку не нужно расширять свои знания?
Мы задаёмся вопросом, а зачем же итак образованным людям изучать историю? Как вы думаете? Выскажите ваше мнение на эту тему. ну а пока мы будете думать над ответом, я расскажу вам, что я считаю на этот счёт.
итак, само слово история звучит очень интересно и многим интересно знать о какой-либо страны или мира, о традициях, о языке, что делали люди в данной стране в то или иное время, так вот, о чём это я, совсем забылся. Так вот, необязательно быть либо слишком умным, либо слишком тупым для подобного. Мы можем не читать сами учебники истории, мы можем читать литературу 18-20 веков. из неё мы уже знаем какие речевые обороты, некоторые традиции или как жили люди в том или ином году. Образованному человеку всегда нужно пополнять количество знаний. Даже если он уже образован и умён, ему всегда будет интересно почитать про тот или иной объект, пополнить источник знаний, расширить кругозор. Даже пары страниц хватает и ты уже знаешь хоть небольшую часть информации.
ну а теперь когда я закончил, я осмелюсь спросить у вас, а как думаете вы? Неужто уже образованному человеку не нужно расширять свои знания?
Объяснение: