поэма «полтава» явилась результатом интереса пушкина к петру великому и малороссийским преданиям, с которыми познакомился он во время пребывания своего в имении раевских в «каменке». сам пушкин и его друзья придавали этому произведению большое художественное значение, усматривая в нем много достоинств.
в поэме нет единства содержания, здесь развертываются две темы: 1) любовь, связавшая гетмана-предателя мазепу с марией, и 2) столкновение петра в северной войне с карлом xii шведским. обе темы связаны только личностью мазепы.
пушкин, портрет тропинина
александр сергеевич пушкин, автор повести «дубровский». портрет работы в. тропинина, 1827
мазепа в «полтаве»
мазепа в отношениях к марии и петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими. мария, и петр оттеняют собою этот эгоизм мазепы – мария своей самоотверженной любовью, а петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу. потомство расплатилось с хищным эгоизмом мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь петра воздвигся монумент.
в обрисовке характера мазепы пушкин не мрачных красок. «однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму. – ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость! » у пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты. объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу мазепы, а написал ее под влиянием «дум» рылеева («войнаровский», «мазепа», «палей» и где мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. и это увлекло пушкина. «сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит пушкин. – "полтаву" написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все! »
последние слова характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «полтавы» пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием рылеева. если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании мазепы. поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:
1)в позме ариосто роланд сначала продолжает безуспешные поиски постоянно исчезающей анжелики, попутно убивая див-рыбу и спасая дочь короля голландии олимпию, а также соединиться любящим друг друга изабелле и зебрину. но однажды он попадает в долину, где анжелика предавалась любви со своим новым возлюбленным, медором, и, узнав об этом по оставленным ими знакам, лишается рассудка. подобно левину, он дичает и, нагой и черный, как эфиоп, рыщет по миру, нападая на людей и зверей. как сообщает рыцарю астольфу апостол иоанн, бог отнял у р. разум за то, что тот влюбился в язычницу. ас-тольф летит вместе с иоанном на луну, где находится все, что люди теряют на земле, и забирает заключенный в склянке разум р. когда неожиданно р. появляется в стане астольфа, сражая всех своей дубиной, рыцари набрасываются на него, с трудом связывают и возвращают ему рассудок. отныне р. лишь сражается с неверными и убивает основных врагов карла — градаса и аграманта, превращаясь в сурового воина и героя сугубо эпического.
поэма «полтава» явилась результатом интереса пушкина к петру великому и малороссийским преданиям, с которыми познакомился он во время пребывания своего в имении раевских в «каменке». сам пушкин и его друзья придавали этому произведению большое художественное значение, усматривая в нем много достоинств.
в поэме нет единства содержания, здесь развертываются две темы: 1) любовь, связавшая гетмана-предателя мазепу с марией, и 2) столкновение петра в северной войне с карлом xii шведским. обе темы связаны только личностью мазепы.
пушкин, портрет тропинина
александр сергеевич пушкин, автор повести «дубровский». портрет работы в. тропинина, 1827
мазепа в «полтаве»
мазепа в отношениях к марии и петру представлен эгоистом, который ради своих личных радостей и личного счастья, готов жертвовать другими. мария, и петр оттеняют собою этот эгоизм мазепы – мария своей самоотверженной любовью, а петр своим пониманием общего блага и неизменным служением этому благу. потомство расплатилось с хищным эгоизмом мазепы, его потом проклинали в церквах, тогда как трогательный образ загубленной им девушки сделался предметом народных песен, а в честь петра воздвигся монумент.
в обрисовке характера мазепы пушкин не мрачных красок. «однако ж, какой отвратительный предмет! – восклицает он, всматриваясь в образ этого героя поэму. – ни одного доброго, благосклонного чувства! ни одной утешительной черты! соблазн, вражда, измена, лукавство, малодушие, свирепость! » у пушкина это единственный образ, для которого поэт не нашел ни одной симпатичной черты. объясняется это, быть может, тем, что он не всматривался долго в душу мазепы, а написал ее под влиянием «дум» рылеева («войнаровский», «мазепа», «палей» и где мазепа представлен беспросветным злодеем-титаном. и это увлекло пушкина. «сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанные на все эти ужасы, вот, что увлекло меня, – говорит пушкин. – "полтаву" написал я в несколько дней, далее не мог бы ею заниматься и бросил бы все! »
последние слова характерны, они свидетельствуют о том, что долго в героев «полтавы» пушкин не вдумывался, не изучал их, что написаны они «порывом», вероятно, под влиянием рылеева. если бы поэт сам подошел к этому образу, он, конечно, избежал бы слишком неопределенных и, в то же время, сплошь темных красок в описании мазепы. поэт не обрисовал бы героя такими общими чертами:
не ведает святыни,
не помнит благостыни,
не любит ничего!
готов он лить, как воду,
он свободу,
отчизны для него».
1)в позме ариосто роланд сначала продолжает безуспешные поиски постоянно исчезающей анжелики, попутно убивая див-рыбу и спасая дочь короля голландии олимпию, а также соединиться любящим друг друга изабелле и зебрину. но однажды он попадает в долину, где анжелика предавалась любви со своим новым возлюбленным, медором, и, узнав об этом по оставленным ими знакам, лишается рассудка. подобно левину, он дичает и, нагой и черный, как эфиоп, рыщет по миру, нападая на людей и зверей. как сообщает рыцарю астольфу апостол иоанн, бог отнял у р. разум за то, что тот влюбился в язычницу. ас-тольф летит вместе с иоанном на луну, где находится все, что люди теряют на земле, и забирает заключенный в склянке разум р. когда неожиданно р. появляется в стане астольфа, сражая всех своей дубиной, рыцари набрасываются на него, с трудом связывают и возвращают ему рассудок. отныне р. лишь сражается с неверными и убивает основных врагов карла — градаса и аграманта, превращаясь в сурового воина и героя сугубо эпического.