Расставьте паузы и логические ударения. Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя.
Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей — не знают ли кого, а соседи и говорят:
— Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми её.
— Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я её учить-то стану?
Потом подумал-подумал и говорит:
— Знавал я Григорья, да и жену его тоже. Оба весёлые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдёт, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму её. Только пойдёт ли?
Соседи объясняют:
— Плохое житьё у неё. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастёт. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает её куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдёт от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка.
— И то правда,— отвечает Кокованя. — Уговорю как-нибудь.
В праздничный день и пришёл он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит — полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно. Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:
— Это у вас Григорьева-то подарёнка? Хозяйка отвечает:
— Она самая. Мало одной-то, так ещё кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да ещё корми её!
Кокованя и говорит:
— Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет.
Потом и спрашивает у сиротки:
— Ну как, подарёнушка, пойдёшь ко мне жить? Девчоночка удивилась:
— Ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?
— Да так, — отвечает,— само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
— Ты хоть кто? — спрашивает девчоночка.
— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.
— Застрелишь его?
— Нет, — отвечает Кокованя. — Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
— Тебе на что это?
— А вот пойдёшь ко мне жить, так всё и расскажу. Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик весёлый да ласковый. Она и говорит:
— Пойду. Только ты эту кошку, Мурёнку, тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
— Про это,— отвечает Кокованя,— что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Главная идея стихотворения заключается в том, что при оценке человека нужно руководствоваться его душевными качествами. Внешность зачастую бывает обманчива. Красавцы и красавицы оказываются глупыми и жестокими существами, а люди отталкивающего вида нередко обладают самыми лучшими человеческими достоинствами. Далеко не всегда окружающим удается разглядеть прекрасное за безобразным.
Метафоры – «чужая радость так же, как своя, томит её и вон из сердца рвётся», «охваченная счастьем бытия», «чистый этот пламень, который в глубине ее горит, всю боль свою один переболит», «младенческая грация души».
Эпитеты – «худая рубашонка», «колечки рыжеватые кудрей», «рот длинен», «зубки кривы», «черты лица остры и некрасивы», «бедная дурнушка».
Последние стихи выражают главную мысль, наделяя проблему красоты общим смыслом. Автор не зря завершает произведение вопросительными предложениями. Они подталкивают читателя к раздумьям, требуют от него ответа.
Тема произведения: извечная тема смысла жизни индивидуума.
Идея: нужно ценить свою жизнь; жить, а не существовать!
Строфы: насколько я поняла, здесь два восьмистишья и 3 четверостишья и 1и. 1 восьмистишие("Когда на склоне лет... до Пусть приютит меня зеленый этот лес, включительно) 2 восьмистишие ("я не умру... до К сознанию моему") шестистишие(" я не родился... до В лучах изнемогая") остальные строфы это четверостишия. Их следует отделять по смыслу. в одной строфе заключена законченная мысль.
ХИС(худ-зоб-ср-ва): инверсия, придающая глубокую выразительность и значимость образам и фразам("иссякнет жизнь моя" "отправлюсь я", "зеленый этот лес"); анафора(единоначалие фраз), усиливающая значение отдельных фраз и акцентирующая внимание на значимых деталях("я в небо пролечу, я вспыхну над тобой", "Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая"); метафора(скрытое сравнение), усиливающая наглядность, передающая неповторимость/индивидуальность вещей("И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений - автор подразумевает загробную жизнь); эпитеты, усиливающие выразительность, придающие художественную/поэтическую яркость речи("многовековый дуб, печален и суров", "бледная зарница"); сравнения, придающие особую наглядность/изобразительность, открывающие новые стороны описываемого предмета("Я в небо пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой."); олицетворение, добавляющее стиху яркость, большую наглядность и индивидуальность("Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,");перенос, позволяющий добавить образности и лиричности, создающий эффект прерывистой откровенной речи("И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,"Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели,—"); риторическое обращение, создающее эффект присутствия читателя, возникает диалог с автором, что усиливает значимость фраз и стиха, в целом("Над головой твоей, далекий правнук мой,","Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил."); риторическое восклицание, особенно хочется его отметить, поскольку в подобных произведениях данный прием служит выражением основной/главной мысли автора, поскольку достигается наивысшая точка развития композиции/кульминация("О,я недаром в этом мире жил!"); ассонанс- повторение гласные звуков в строфе, в нашем случае, в последнем четверостишье(" о, я недаром в этом мире жил! ...") повторяется гласная "о", звучание этого звука обеспечивает открытость, плавность и размеренное звучание стихотворению.
Учитесь на здоровье!