Раздел В Задания суммативного оценивания за 3 четверть по предмету «Русская
Литература»
Понимание и ответы по тексту.
Задания
1 Прочитайте отрывок из повести Л.Толстого «Кавказский пленник»
Кил так Жилин с товарищем месяц целый. Хозяин все смеется: -Твоя,
Иван, хорош, - МОЯ, Абдул, хорош. А кормил плохо, - только и давал, что
хлеб пресный из просяной муки, лепешками печеный, а то и вовсе тесто
Непеченое.
Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По
цельм ДНЯ И сидит в сарае и считает ДНИ, когда письмо придет, или спит.А
2КИЛИН Зна, что его письмо не дойдет, а другого не писал.
І де, - думает, - матери столько денег взять, за меня заплатить, И то она
тем больше жила, что посылал ей. Если ей пятьсот рублей собрать, надо
разориться в конец. Бог даст - и сам выберусь»
сама все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу,
нас вистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол
лепит, или плетет плетенки из прутьев. АЖилин на всякое рукоделье мастер
был.Слепил он раз куклу с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и
Поставил куклу на крышу.
ошли татарки за водой. Хозяйская дочь Дина увидела куклу, позвала
татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подаёт
им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и
смотрит, что будет.
1. Разбейте карандашом текст на смысловые части.
хотя бы с первым
Первый сатирический монолог – «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие... » (Действие первое, явление второе) – посвящён социальным отношениям в городе Калинове. Из этого монолога мы узнаём, что город населён мещанами, чиновниками и купцами. Что в мещанстве нельзя увидеть ничего, кроме «грубости да бедности нагольной» . Причина этой бедности тоже названа Кулигиным, который тоже относится к мещанскому сословию» : «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба» . Кулигин осознаёт горькую истину: «у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать» . Кулигин, ссылаясь на местного городничего, рассказывает о том, как Савел Прокофьич Дикой, дядюшка Бориса рассчитывает мужиков: постоянно недодаёт им копейки. Позиция Дикого проста и понятна: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно; мне и хорошо! » Выгода – это то, что заставляет Дикого, как и других купцов Калинова, обманывать, обсчитывать, недовешивать – таких слов как честь и совесть в лексиконе представителей купеческого сословия просто не существует.
С горечью говорит Кулигин и о том, что купцы и между собой не ладят: «Торговлю другу друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга… » И в этой-то вражде необразованные, неграмотные купцы прибегают к местных продажных чиновников: «залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних» .
Вот на эти-то распри прижимистые купцы, не честно расчесться с мужиками за товар, денег не жалеют: «Я, – говорит, – потрачусь, да уж и ему станет в копейку» . Кулигин даже признаётся, что нравы города Калинова «хотел стихами изобразить...» .
Подытоживая, скажу, что в данном монологе Кулигина даётся сатирическая картина жизни и нравов калиновцев, что не случайно затхлый и косный мир купечества, основанный на власти денег, зависти, стремлении напакостить своим конкурентам, критик А. Н. Добролюбов назвал «тёмным царством» .
Как-то раз, ученица 4 класса Оля слишком долго гуляла на улице после уроков. Когда она собралась идти домой уже стемнело. Оля пришла, попила чай, посмотрела телевизор, поболтала с подружкой по телефону и наконец-то села учить уроки. Она открыла дневник и увидела, что на завтра надо делать очень много уроков! Да ещё и к контрольной по математике надо подготовиться! Она села, на скорую руку сделала русский язык и литературу. От того, что она торопилась слова выходили за поля, а буквы плясали на строчке, но девочка не обратила на это внимания. Она сделала несколько номеров по математике, и ещё несколько делать не стала - очень торопилась. Задание по Окружающему Миру делать тоже не стала - подумала, что не спросят.
На следующий день пришла Оля в школу. Первым уроком была математика. Учительница ходила по классу и проверяла домашнее задание. Она подошла к парте Оли и стала листать тетрадь, проверяя работу. Она не увидела в тетради двух последних номеров и поставила Оле двойку.
На уроке русского языка учительница снизила Оле оценку за почерк и ошибки в некоторых словах. Также она обнаружила, что Оля не сделала задание к упражнению и тоже поставила двойку.
Потом расстроенная девочка пошла на Окружающий мир, и, как не странно, её вызвали к доске, но Оля не смогла ничего сказать, потому что не сделала задание и по этому предмету.
Вот девочка идёт домой с тремя двойками. Этот день научил её многому. Больше она не будет проводить время в пустую, а потом второпях делать домашнюю работу. Оля поняла, что торопливость в этом деле только мешает.
PS: можешь где-нибудь воткнуть любимую пословицу моей учительницы "Спешка нужна при ловле блох". Она тоже подходит к теме "торопливость"