Поэма "Полтава" основана на реальных исторических событиях: Северной войны между русскими и шведами. В поэме изображены два полководца – два исторических лица:
Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).
Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» - говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» - пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.
Сама Софья по характеру схожа с Чацким, но в результате социального конфликта, она оказывается противником этого персонажа. Грибоедов, создавая противоречивый образ Софьи, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Её роль не до конца понятна в пьесе, если читать невдумчиво. На самом деле, эта героиня – натура страстная и любящая. Она мечтает о необычайной любви и ищет пути ее реализации. Отец ей давно присмотрел богатого жениха Скалозуба, который достиг своих служебных успехов отнюдь не личными усилиями или воинскими подвигами. Для Софьи это самое страшное и внутренне она уже готовится к борьбе.
Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.
К сожалению, отношения с Чацким также подпорчены. Поэтому эта героиня остается одна. Возможно, со временем она найдет для себя еще одного Молчалина и будет счастлива с ним, но беда в том, что у нее нет собственного мнения. Софья воспитана на такой системе женского образования, которая ставила целью удачную светскую карьеру и благополучный брак. Больше ничего в «фамусовском» обществе не имело значения.
Поэма "Полтава" основана на реальных исторических событиях: Северной войны между русскими и шведами. В поэме изображены два полководца – два исторических лица:
Петр I — символ новой России (целеустремленность, воля к победе русского царя, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей).
Карл XII — воинственный авантюрист и захватчик (слабость и безразличие шведского короля).
Два императора являются главными героями поэмы. Через их образы автор выражает свое отношение к каждой из сторон.
Петр 1 описывается Пушкиным как гениальный правитель и настоящий патриот своей страны. Император бесстрашен, великодушен, смел. В его образе нет ни одной отрицательной черты. Он смело идет в бой и вдохновляет свое войско на победу. Петр понимает, что должен Отчизну, выиграв битву. Поэтому он не сомневается в успехе. Автор любуется своим героем, описывает его так, что читатель не может им не восхититься: «… Его глаза сияют. Лик его ужасен. движенья быстры. Он прекрасен, он весь, как божия гроза».
Совсем не так показан Карл 12. Пушкин считает его храбрым и искусным воином, но также подчеркивает его недостатки. «Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив,» - говорит о Карле Мазепа. Со стороны шведов эта война — захватническая, несправедливая, поэтому они не могут победить. Карл как бы сам не понимает, с какой целью его войско вступает в битву: «Казалось, Карла приводил желанный бой в недоуменье…».
Полтавская битва заканчивается победой русских. И снова Пушкин противопоставляет образы двух правителей: Карл с позором бежит с поля боя, а Петр устраивает пир в своем шатре, где угощает даже пленных, доказывая свое великодушие.
В конце поэмы автор сравнивает память, которая осталась от Петра и Карла через много лет. «…Ты воздвиг, герой Полтавы, огромный памятник себе,» - пишет он про Петра. От Карла же остаются только «три углубленные в земле и мхом поросшие ступени». Таким образом, мы видим, что Петр 1 и Карл 12 — два противоположных типа правителей. Первый героически и бескорыстно служит своей стране, и поэтому побеждает второго, который на первый план ставит удовлетворение своего честолюбия и амбиций.
Объяснение:
Сама Софья по характеру схожа с Чацким, но в результате социального конфликта, она оказывается противником этого персонажа. Грибоедов, создавая противоречивый образ Софьи, писал: «Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку». Её роль не до конца понятна в пьесе, если читать невдумчиво. На самом деле, эта героиня – натура страстная и любящая. Она мечтает о необычайной любви и ищет пути ее реализации. Отец ей давно присмотрел богатого жениха Скалозуба, который достиг своих служебных успехов отнюдь не личными усилиями или воинскими подвигами. Для Софьи это самое страшное и внутренне она уже готовится к борьбе.
Она согласна стать женой такого незначительного в обществе человека, как Молчалин, лишь бы это было по любви. При этом она довольно открыто проявляет свои чувства к нему, и даже признается в них сначала Лизе, а потом Чацкому. Обоим непонятно, как такая тонкая девушка как Софья могла предпочесть такого недостойного человека, как Молчалин. Все раскрывается, когда герои становятся участниками разоблачительной сцены, в которой Молчалин приударяет за Лизой и признается, что ухаживает за Софьей только корысти ради. В этой ситуации Софья ведет себя с большим достоинством. Она понимает, что такое жалкое существо, как Молчалин не стоит ни ее упреков, ни слез.
К сожалению, отношения с Чацким также подпорчены. Поэтому эта героиня остается одна. Возможно, со временем она найдет для себя еще одного Молчалина и будет счастлива с ним, но беда в том, что у нее нет собственного мнения. Софья воспитана на такой системе женского образования, которая ставила целью удачную светскую карьеру и благополучный брак. Больше ничего в «фамусовском» обществе не имело значения.