Тридцатые годы 19 века - время решения сложных социальных и философских проблем, время глубоких раздумий над смыслом жизни, над местом человека в мире и обществе. Поэзия Лермонтова стала художественным отражением этих раздумий. Название "Дума" знаменательно. Слово ассоциируется с "Думами" Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова, написанной в 1838 году, - рассказ о жалкой участи их потомков. Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так: Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздним их умом… Настоящее рисуется при следующей картины: Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришелец осиротелый, И час их красоты - его паденья час! А будущее таково: … Над миром мы пройдем без шума и следа, Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. Жизненный путь этих людей - "ровный путь без цели". Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения? В "Думе" Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они "вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность; бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки - не науки; томительная жизнь - не жизнь. Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: "Так жизнь скучна, когда боренья нет", особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу. В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: "Печально я гляжу на наше поколенье…". Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: "Богаты мы…"; "…мы вянем без борьбы…". Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь. Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения - характеристика современников ("постыдно равнодушны", "презренные рабы", "позорно малодушны"). Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения "Смерть Поэта", поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие. Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов ("отцов"). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков. Таким образом, если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности. У Лермонтова много стихотворений - "двойников". Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема "Думы" звучит уже в стихотворении "Монолог", написанном в 1829 году: "Мы дети севера, как здешние растенья. Цветем недолго, быстро увядаем…" Продолжение темы "Думы" и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе "Герой нашего времени". Но вспомним, что герой ранних стихотворений - борец за свободу, человек великих страстей и исканий.
с творчеством м. ю. лермонтова учащиеся уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. они не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. на изучение лирики лермонтова можно отвести 5 уроков, 6 уроков оставить на анализ романа «герой нашего времени», а 2 — на классное сочинение.
учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что лермонтов, по словам белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи развития нашего общества».
основные положения вступительного слова учителя о лермонтове:
в творчестве лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов xix века, времени тяжелейшей политической реакции.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка», «желание»). поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский). появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («парус», «узник», «пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…»), «и скучно и грустно», «из гете», «выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт», «пророк»);
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…», «смерть поэта», «как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и родины («родина», «бородино»).
на уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
в центре первых уроков по лирике лермонтова — анализ стихотворений «дума» и «как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и своему поколению в пассивности. на уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. на последующих уроках вопросов и может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
вопросы и к стихотворению «дума»
1. какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? сопоставьте ритм текста со стихотворением а. с. пушкина «памятник».
4. почему ритм стихотворения замедленный? какими средствами это достигается? (много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)
5. в чем автор свое поколение? почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?
Название "Дума" знаменательно. Слово ассоциируется с "Думами" Рылеева. Но это скорее связь по контрасту. "Думы" Рылеева были посвящены выдающимся людям, их героическим делам. В "Думе" Лермонтова, написанной в 1838 году, - рассказ о жалкой участи их потомков.
Как же оценивает Лермонтов людей своего поколения? О начале их пути сказано так:
Богаты мы, едва из колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом…
Настоящее рисуется при следующей картины:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
А будущее таково:
… Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши (проверить слово!) ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Жизненный путь этих людей - "ровный путь без цели". Но беда это, исторически обусловленная, или вина не вовремя родившегося поколения?
В "Думе" Лермонтов выступает как строгий Судья. Прежде всего он обвиняет мыслящих современников в бездействии, в пассивности, в том, что они "вянут без борьбы", не пытаются изменить свою судьбу. Духовный мир рисуется при контрастных сопоставлений: "к добру и злу постыдно равнодушны"; "и ненавидим мы, и любим мы случайно"; "ни злобе, ни любви" - "ничем не жертвуя". Лермонтов показывает духовную смерть поколения. Читатель постепенно входит в мир "обесцененных ценностей"; "богатство ошибками" - не богатство, а бедность; бесполезный клад - не клад; чужой праздник - не праздник; бесполезные науки - не науки; томительная жизнь - не жизнь.
Оценка Лермонтовым своих современников сурова, но она продиктована его общественными взглядами. Для него, который еще юношей заявлял: "Так жизнь скучна, когда боренья нет", особенно неприемлемо безучастное отношение к царящему в жизни злу.
В стихотворении раскрываются сложные связи поэта с его поколением. В самом начале Лермонтов говорит: "Печально я гляжу на наше поколенье…". Так можно сказать, смотря со стороны, извне. Но в дальнейшем он объединяет себя со своими современниками: "Богаты мы…"; "…мы вянем без борьбы…". Эти самообвинения свидетельствуют о высокой ответственности поэта перед настоящим и будущим его отечества и придает стихотворению особую пронзительность, горечь.
Выразительные, беспощадные эпитеты подбирает Лермонтов, чтобы убедительнее звучала тема стихотворения - характеристика современников ("постыдно равнодушны", "презренные рабы", "позорно малодушны").
Но многое из самообвинения никак нельзя отнести к автору стихотворения "Смерть Поэта", поплатившемуся ссылкой за свое свободомыслие.
Думается, что нельзя распространять горькие обвинения на таких современников Лермонтова, как Белинский и Герцен. Правда, очень мало было людей, не смирившихся после поражения декабристов ("отцов"). Опровергает самообвинения и та активная позиция, которую Лермонтов занял в стихотворении. Благодаря поэтическому дару, Михаил Юрьевич предоставил современникам возможность честно посмотреть на себя, оценить себя как людей, от которых зависит будущее, предупредил, что равнодушное поколение заслужит лишь презрение потомков.
Таким образом, если тема "Думы" - характеристика поколения 30-х годов 19 века, то идея - призыв к действию, и призыв этот дан негативно, через отрицание пассивности.
У Лермонтова много стихотворений - "двойников". Неоднократное обращение к определенной теме говорит о напряженном поиске ответов на сложные и важные вопросы. Тема "Думы" звучит уже в стихотворении "Монолог", написанном в 1829 году:
"Мы дети севера, как здешние растенья.
Цветем недолго, быстро увядаем…"
Продолжение темы "Думы" и более глубокое ее осмысление, несомненно, представлено в романе "Герой нашего времени".
Но вспомним, что герой ранних стихотворений - борец за свободу, человек великих страстей и исканий.
михаил юрьевич лермонтов. лирика
с творчеством м. ю. лермонтова учащиеся уже знакомы, но в 10 классе их представления о творчестве поэта поднимаются на новый уровень. они не просто изучают отдельные его стихотворения, а определяют основные мотивы поэзии лермонтова в целом, учатся понимать и интерпретировать поэтические тексты. на изучение лирики лермонтова можно отвести 5 уроков, 6 уроков оставить на анализ романа «герой нашего времени», а 2 — на классное сочинение.
учителю при изучении лирики поэта необходимо доказать, что лермонтов, по словам белинского, — «поэт совсем другой эпохи», «его поэзия — совсем новое звено в цепи развития нашего общества».
основные положения вступительного слова учителя о лермонтове:
в творчестве лермонтова отражаются мысли и настроения эпохи 30-х годов xix века, времени тяжелейшей политической реакции.
творчество лермонтова можно условно разделить на два периода: 1828—1836 годы и 1837—1841 годы. граница — 1837 год, год гибели пушкина. уже в ранней лирике лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («жалобы турка», «желание»). поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. большое влияние на раннего лермонтова оказали романтические настроения байрона.
в зрелой лирике лермонтова звучат идеи, связанные с общественно-политической мыслью этого периода (пушкин, чаадаев, белинский). появляются стихи, размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление темы поэта и поэзии. вместе с тем еще более резкой становится критика бездуховности светского общества, поэт ищет равновесия и гармонии с окружающим миром, которые находит в осмыслении темы народа и родины.
таким образом, основные мотивы лирики лермонтова — это:
жажда свободы, вольности, борьбы («парус», «узник», «пленный рыцарь»);
осмысление судьбы своего поколения («дума»);
разочарование, одиночество, поиск гармонии в отношениях с окружающим миром («молитва» («в минуту жизни трудную…»), «и скучно и грустно», «из гете», «выхожу один я на дорогу…»);
призвание поэта и высокое предназначение поэзии («поэт», «пророк»);
критика самодержавия и светского общества («прощай, немытая россия…», «смерть поэта», «как часто, пестрою толпою окружен…»);
любовь-страдание («к* («я не унижусь пред тобою…»)»;
положение народа и родины («родина», «бородино»).
на уроках в 10 классе следует уделить особое внимание изучению особенностей художественной формы лирических текстов, осмыслению ее богатства, их жанровому своеобразию, специфике поэтических интонаций, фоническому и ритмико-мелодическому совершенству.
в центре первых уроков по лирике лермонтова — анализ стихотворений «дума» и «как часто, пестрою толпою окружен…», основной пафос которых — критика общества, ирония и своему поколению в пассивности. на уроках необходимо учить анализу поэтического текста, показывать, какой может быть интерпретация текста, поэтому вопросы и уроков должны быть более подробными, многочисленными, что направить осмысление стихотворений в нужное русло, сделать его более грамотным и профессиональным. на последующих уроках вопросов и может быть меньше: интерпретации текста, созданные школьниками, становятся более самостоятельными.
вопросы и к стихотворению «дума»
1. какие разноречивые чувства вызывает у вас это стихотворение (гнев, горечь, иронию, грусть)?
2. как бы вы определили жанр стихотворения (элегия, сатира, реквием)?
3. какой характер придает стихотворению его длинный стих (5—6-стопный ямб)? сопоставьте ритм текста со стихотворением а. с. пушкина «памятник».
4. почему ритм стихотворения замедленный? какими средствами это достигается? (много определений-эпитетов, замедляющих ритм, цезура в середине каждой строки.)
5. в чем автор свое поколение? почему при этом в 1-й строфе он употребляет местоимение «я», а далее «мы»?