Развиваем речь 1. Какие художественные средства использовал автор при изобра- жении картин природы? 2. Заполните таблицу: Эпитет Метафора Олицетворение Сравнение 3. Найдите примеры аллитерации в тексте, в котором дан пейзаж. Лермонтов"Мцыри"
Прослужив всю войну, гвардии капитан алексей алексеевич иванов убывает из армии по демобилизации. на станции, долго дожидаясь поезда, он знакомится с девушкой машей, дочерью пространщика, которая служила в столовой их части. двое суток они едут вместе, и ещё на двое суток иванов задерживается в городе, где маша родилась двадцать лет назад. на прощание иванов целует машу, запоминая навсегда, что её волосы пахнут, «как осенние павшие листья в лесу».через день на вокзале родного города иванова встречает сын петрушка. ему уже пошёл двенадцатый год, и отец не сразу узнает своего ребёнка в серьёзном подростке. жена любовь васильевна ждёт их на крыльце дома. иванов обнимает жену, чувствуя забытое и знакомое тепло любимого человека. дочь, маленькая настя, не помнит отца и плачет. петрушка одёргивает ее: «это отец наш, он нам родня! » семья начинает готовить праздничное угощение. всеми командует петрушка — иванов удивляется, какой взрослый и по-стариковски мудрый у него сын. но ему больше нравится маленькая кроткая настя. иванов спрашивает жену, как они здесь жили без него. любовь васильевна стесняется мужа, как невеста: она отвыкла от него. иванов со стыдом чувствует, что ему что-то мешает всем сердцем радоваться возвращению, — после долгих лет разлуки он не может сразу понять даже самых родных людей.семья сидит за столом. отец видит, что дети едят мало. когда сын равнодушно объясняет: «а я хочу, чтоб вам больше досталось», — родители, содрогнувшись, переглядываются. настя прячет кусок пирога — «для дяди семена». иванов расспрашивает жену, кто такой этот дядя семен. любовь васильевна объясняет, что у семена евсеевича немцы убили жену и детей, и он попросился к ним ходить играть с детьми, и ничего дурного они от него не видели, а только слушая её, иванов улыбается по-недоброму и закуривает. петрушка распоряжается по хозяйству, указывает отцу, чтобы он завтра стал на довольствие, — и иванов чувствует свою робость перед сыном.вечером после ужина, когда дети ложатся спать, иванов выпытывает у жены подробности жизни, которую она провела без него. петрушка подслушивает, ему жалко мать. этот разговор мучителен для обоих — иванов боится подтверждения своих подозрений в неверности жены, но она откровенно признается, что с семеном евсеевичем у неё ничего не было. она ждала своего мужа и только его любила. лишь однажды, «когда совсем умирала её душа», с ней стал близким один человек, инструктор райкома, но она , что позволила ему быть близким. она поняла, что только с мужем может быть спокойной и счастливой. «без тебя мне некуда деться, нельзя спасти себя для живи с нами, алеша, нам хорошо будет! » — говорит любовь васильевна. петрушка слышит, как отец стонет и с хрустом раздавливает стекло лампы. «в сердце ты ранила меня, а я тоже человек, а не » утром иванов собирается. петрушка выговаривает ему все про их тяжёлую жизнь без него, как мать его ждала, а он приехал, и мать плачет. отец сердится на него: «да ты ещё не понимаешь ничего! » — «ты сам не понимаешь. у нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые » и петрушка рассказывает про дядю харитона, которому изменяла жена, и они тоже ругались, а потом харитон сказал, что у него тоже много было всяких на фронте, и они с женой посмеялись и помирились, хотя харитон все выдумал про свои иванов с удивлением слушает эту .он уходит утром на вокзал, выпивает водки и садится на поезд, чтобы ехать к маше, у которой волосы пахнут природой. дома петрушка, проснувшись, видит одну только настю — мать ушла на работу. расспросив настю, как уходил отец, он на минуту задумывается, одевает сестру и ведёт её за собой. иванов стоит в тамбуре поезда, который проезжает недалеко от его дома. у переезда он видит фигурки детей — тот, кто побольше, тащит быстро за собой меньшего, не успевающего перебирать ножками. иванов уже знает, что это — его дети. они далеко позади, и петрушка по-прежнему волочит за собой непоспевающую настю. иванов кидает вещевой мешок на землю, спускается на нижнюю ступень вагона и сходит с поезда «на ту песчаную дорожку, по которой бежали ему вослед его дети».
Вобразе тимура воплощены лучшие черты пионера, выросшего в новой, социалистической стране. «простой и милый мальчишка», «гордый и горячий комиссар» сплотил дружный коллектив. женя, гейка, нюрка, коля колокольчиков, сима симаков стремятся окружить заботой семьи красноармейцев. игра, которую ведут тимур и его команда, проникнута высоким чувством любви к родине. сложны отношения тимура и со взрослыми, которые не всегда понимают их и не во всем верят. дядю тимура и сестру жени смущает тайна, которой окружена эта игра. «наши игры были просты и всем понятны»,— говорит георгий тимуру. но мечтатель и фантазер тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в красную армию. этот образ — свидетельство живого чувства современности у писателя. может быть, многие встречались с такими , как тимур, но не приглядывались к ним поближе. гайдар синтезировал в одном герое все наиболее характерное для подростка общества и сделал этот образ новой и жизненной реальностью. именно поэтому тимур оказался предшественником многих последующих героев детской . иначе в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке фигура. автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, глупости. вот образцы его речи: «гонцов надо завтра изловить», «давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг квакин. фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника. гайдар в образах этих героев показывает ложный героизм, готовность совершить неожиданные и непредсказуемые действия, обладая «храбростью и смелостью». в этом и заключается проблема детского героизма. автор показывает ложный, показной «героизм» команды квакина, который ни к каким положительным последствиям не привёл, в противоположность истинному героизму тимура и его команды. в повести «тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования а. гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. повесть «тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. по всей советской стране развернулось тимуровское движение. в годы великой отечественной войны тимуровцы семьям воинов советской армии. аркадий гайдар знал, что каждый школьник увидит в тимуре самого себя. и каждый из детей может стать именно таким, как тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. стоит только захотеть. но, к сожалению, среди них есть и такие, как фигура, квакин.
иначе в повести образы отрицательных персонажей, например хулигана по кличке фигура. автор подчеркивает в нем черты озлобленности, жестокости, глупости. вот образцы его речи: «гонцов надо завтра изловить», «давай-ка сунем ему по разу, вот и заплачет». этого парня не любит за бессмысленную жестокость и его друг квакин. фигура готов избить любого человека, обидеть слабого, залезть в сад девочки, у которой убили отца-пограничника.
гайдар в образах этих героев показывает ложный героизм, готовность совершить неожиданные и непредсказуемые действия, обладая «храбростью и смелостью». в этом и заключается проблема детского героизма. автор показывает ложный, показной «героизм» команды квакина, который ни к каким положительным последствиям не привёл, в противоположность истинному героизму тимура и его команды.
в повести «тимур и его команда» воплотились характерные черты дарования а. гайдара: умение создать романтически-приподнятые реалистические образы подростков; способность показать эмоциональную и воспитательную роль игры в жизни ; переключение событий из «детского» мира игры в мир взрослый, большой, настоящий. повесть «тимур и его команда» оказала активное воздействие на читателей. по всей советской стране развернулось тимуровское движение. в годы великой отечественной войны тимуровцы семьям воинов советской армии.
аркадий гайдар знал, что каждый школьник увидит в тимуре самого себя. и каждый из детей может стать именно таким, как тимур: решительным, смелым, храбрым, полезным. стоит только захотеть. но, к сожалению, среди них есть и такие, как фигура, квакин.