Развивалась очень стремительно. Имен- но тогда она получила мировое признание.
В начале XX века творчество А. А. Блока, А. А. Ахматовой,
В. В. Маяковского и многих других писателей было названо
Серебряным веком. Это был расцвет поэзии, время экспери
центов, которое вызвало появление новых жанров и образов.
Сегодня русская литература продолжает развиваться, обо-
ащается новыми именами и произведениями.
1. Объясните, что объединяет литературу и фольклор и чем они
различаются.
2. Пользуясь таблицей 1, расскажите о литературных родах и жан-
3. Прочитайте высказывания о пользе чтения.
Р 1. Люди перестают мыслить, когда перестают читать (Д. Дидро).
2. Книги
это друзья, бесстрастные, но верные (И. В. Гёте).
3. Успешных людей много, но всех их объединяет одна привыч-
чтение книг (Р. Кириллов).
С какими из них можно согласиться или поспорить? Объясните
Свою точку зрения.
ка
Несмотря на все тяготы и невзгоды, Матрена не утратила откликаться на чужую беду. Героиня является хранительницей очага, однако эта ее единственная миссия обретает под пером Солженицына подлинную масштабность и философскую глубину. В нехитрой жизни Матрены Васильевны Григорьевой просвечивает та самая непоказная праведность, без которой не может возродиться Россия.
Она очень много страдала от советской власти, всю жизнь работала не покладая рук, но так ничего за свой труд и не получила. И лишь любовь и привычка к постоянному труду эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.
Не накопив “богатства” и не нажив какого-либо “добра”, Матрена Григорьева сумела сохранить для окружающих общительный нрав и сердце к состраданию. Она явилась редким человеком с безмерно доброй душой, не утратила откликаться на чужую беду. Так, ни одна пахота не обходилась без нее. Вместе с другими женщинами она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей даже если у нее самой были неотложные дела. Отсутствие всякой корысти и стремления сохранить “свое” добро приводит к тому, что Матрена безропотно отдает Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома.
“Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда И горница все равно была завещана Кире. Но жутко ей было начинать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет.. . А для Матрены было это — конец жизни”. Во второй части рассказа читатель узнает о молодост