Вот уже пятое обозрение годового бюджета русской литературы представляем мы нашим читателям. Обязавшись перед публикою быть верным зеркалом русской литературы, постоянно отдавая отчет во всякой вновь выходящей в России книге, во всяком литературном явлении, "Отечественные записки" не вполне выполнили бы свое назначение - быть полною и подробною летописью движения русского слова, если б не вменили себе в обязанность этих годичных обозрений, в которых обо всем, о чем в продолжение целого года говорилось, как о настоящем, говорится, как о и в которых все отдельные и разнообразные явления целого года подводятся под одну точку зрения. Не ставим себе этого в особенную заслугу, потому что видим в этом только должное выполнение добровольно принятой на себя обязанности; но не можем не заметить, что подобная обязанность довольно тяжела. Читатели наши знают, что большая часть этих годичных обозрений постоянно наполнялась рассуждениями вообще о русской литературе и, следовательно, о всех русских писателях, от Кантемира и Ломоносова до настоящей минуты; а взгляд на литературу, главный предмет статьи, всегда занимал ее меньшую часть. Подобные отступления от главного предмета необходимы по двум причинам: во-первых, потому, что настоящее объясняется только и потому, что по поводу целой русской литературы еще можно написать не одну, а даже и несколько статей, более или менее интересных; но о русской литературе за тот или другой год, право, не о чем слишком много или слишком интересно разговориться. И это-то составляет особенную трудность подобных статей. Легко пересчитывать богатства истинные или мнимые; много можно говорить о них; но что сказать о бедности, близкой к нищете? Да, о совершенной нищете, потому что теперь нет уже и мнимых, воображаемых богатств. А между тем о чем же говорить журналу, если ему уже нечего говорить о литературе? Ведь у нас литература составляет единственный интерес, доступный публике, если не упоминать о преферансе, говоря о немногих, исключительных и как бы случайных ее интересах. Итак, будем же говорить о литературе, - и если, читатели, этот предмет уже кажется вам несколько истощенным и слишком часто истощаемым; если толки о нем уже доставляют вам только то магнетическое удовольствие, которое так близко к усыплению, - поздравляем вас с прогрессом и пользуемся случаем уверить вас, что мы, в свою очередь, совсем не чужды этого прогресса и что в этом отношении вы не правы, если вздумаете упрекнуть нас в отсталости от духа времени и в наивной запоздалости касательно его интересов... Еще раз: будем рассуждать о русской литературе, - предмет и новый и любопытный... Переходчивы времена, как подумаешь! Вспомните о том, что так сильно интересовало вас, что давало такую полноту вашей жизни и что было еще так недавно, - вы поневоле воскликнете с грустию: Свежо предание, а верится с трудом! На Руси еще не вывелись люди, которые Известья черпают из забытых газет Времен очаковских и покоренья Крыма;313
Движение лирического сюжета в стихотворении «Нагрянули!» начинается стремительно. Сначала переданы слуховые образы, знакомые жителям отдалённых деревень : это пай собак, которые первыми чуют приближение чужаков. Внезапность этого шума и его восприятие лирическим героем усилены постановкой тире в 3 и 4 предложениях , а также восклицательной конструкцией. Первые зрительные образы продолжают мотив внезапности «гостей – вестей». При этом автор использует приём синтаксического параллелизма (3,4 -5,6 пр-ия) Каково состояние лирического героя? Приносит ли емурадость и избавление от одиночества этот «праздник невзначай»? Скорее всего нет. Об этом поведали нам такие выражения, в которых повторяется эпитет «последний»: последний раз, последний костёр… Кроме того, нельзя не заметить эпитеты, выраженные наречиями; грустно-грустно ивы шелестят… Лично мне интересны образы ив, которые окрашены в багряно-тревожные тона…Но костёр догорает, ивы названы гаснущими.. И снова луна, ночь, тишина, одиночество. «Торопливые гости «уехали, но рассмотрели ли они «любимый край» лирического героя и автора, чьи образы в этом стихотворении предельно сближены? И что это были за гости? Просто гости –недаром автор использует не протяжении всего стихотворения неопределённо –личные предложения.