Рассказ А.Платонова «Песчаная учительница» был написан в 1927 году. Героиня этого рассказа, Мария Никифоровна Нарышкина, - молоденькая учительница, после окончания педагогических курсов попавшая по распределению в глухую, затерянную в песках деревушку. Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: «Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние». Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни - годах, наполненных трудом на благо людей. Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце- учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке «глубоких, незаживающих рубцов». И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, «пустыня была его родиной». Но там, откуда родом эта девушка, она видела «волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов». Была какая- то поэзия в этом крае- родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини - сильный, мужественный, стойкий. Здесь же, в Хошутове, девушка увидела «почти ненужный», бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела «молчаливую бедность и смиренное отчаяние», совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать». Школа пустовала. Девушка понимала, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени - отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей только снабдило литературой о культуре песков. Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной! Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с «молодой злобой», чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни. Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, - окультуриванию песков. Желание народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да». Она вспомнила слова вождя кочевников: «Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник». Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой». Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!
Формирование взглядов Григория начинается с дней Первой Мировой войны. Он служит в армии, более или менее поддерживая взгляды своих сослуживцев относительно порядков в стране, относительно государственного устройства. Он придерживается следующего мнения: «Нам необходимо свое, и прежде всего избавление казаков от всех опекунов будь то Корнилов, или Керенский, или Ленин. Обойдемся на своем поле и без этих фигур» . Однако Григорий отчетливо видит, как несправедливо устроена жизнь: с одной стороны нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вынужденные безропотно переносить издевательства командиров солдаты. Мировая война рождает в душе Григория противоречивые чувства. На фронте он держится храбро и мужественно, но все существо его протестует против бессмысленного убийства. Получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе главного героя глубокий переворот. Однажды ночью Мелехов разбудил Гаранжу и попросил объяснить суть войны, почему никто не объяснит народу ее “звериную сущность”. Гаранжа сказал, что любого агитатора убьют, а вот надо повернуть винтовки на тех, кто посылает людей на смерть. Власть надо скинуть, а войны будут до тех пор, пока будет “дурноедская власть”. А если во всем мире установится “рабоча хлиборобська власть”, уйдет злоба, вот тут и настанет “червона жизнь”. Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться» Мелехов вынужден был признать, что в словах Гаранжи звучала горькая правда, которая разбивала вдребезги сложившиеся у него отношения к происходившим событиям. Григорий возненавидел войну, рушились его представления о царе, о казачьем воинском долге.
На многое открыл Григорию глаза большевик Гаранжа, которому он говорит на прощание: “- Ну, хохол что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой! ”. М. Шолохов подчеркивает, что Григорий Мелехов не был последователен в своих взглядах. Под влиянием Гаранжи он становится “зрячим”, а Чубатый и Изварин будили в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно Григорию, малограмотному казаку было разобраться и найти в происходящих событиях правду. Он с горечью признавался: “Блукаю я, как метель в степи”. В своих шатаниях от одних политических взглядов к другим Мелехов старается найти ту правду, которая ближе к народу. Поэтому при встрече с ним подъесаул Изварин чувствует, что Григорий принял “красную веру”, и замечает: “Боюсь, что встретимся мы, Григорий, врагами”. Ну ка-то так)
Существование жителей села сводится к постоянной, изнуряющей борьбе с песками: «Мария Никифоровна увидела и почти ненужный труд,- потому что расчищенные места снова заваливались песками, - молчаливую бедность и смиренное отчаяние».
Коротенький рассказ Платонов делит на пять маленьких главок. Этот прием превращает историю Нарышкиной как бы в небольшую повесть о трех воистину героических годах ее жизни - годах, наполненных трудом на благо людей.
Из первой главки мы узнаем предысторию этой молодой, но такой сильной женщины. Мы узнаем о ее спокойной, безоблачной жизни в родительском доме, об отце- учителе, который души не чаял в дочке и постарался сделать все, чтобы у его маленькой Марии было счастливое детство, чтобы ненароком не нанести своей дочке «глубоких, незаживающих рубцов».
И вот после окончания курсов Мария окунулась во взрослую жизнь. Она была назначена учительницей в село Хошутово, находящееся «на границе с мертвой среднеазиатской пустыней». Платонов пишет о том, что героиня его рассказа выросла в песках, «пустыня была его родиной». Но там, откуда родом эта девушка, она видела «волнующиеся от легчайшего ветерка песчаные степи прикаспийского края, караваны верблюдов, уходящих в Персию, загорелых купцов». Была какая- то поэзия в этом крае- родине Марии Никифоровны. Под стать суровой природе песчаного края, требующей от людей максимум жизненных сил, энергии, и характер героини - сильный, мужественный, стойкий.
Здесь же, в Хошутове, девушка увидела «почти ненужный», бессмысленный труд крестьян, поскольку расчищенные места снова заваливались песком; увидела «молчаливую бедность и смиренное отчаяние», совершенно бесплодные земли, голодных детей. Естественно, что никакого интереса к школе крестьяне не испытывали: «Крепкая, веселая, мужественная натура Нарышкиной начала теряться и потухать». Школа пустовала.
Девушка понимала, что «крестьяне пойдут куда угодно за тем, кто им одолеть пески, а школа стояла в стороне от этого местного крестьянского дела». И тогда Мария Никифоровна (символично, что молоденькую девушку автор рассказа уважительно величает по имени - отчеству, отдавая дань ее мужеству, сильному характеру) решает взяться за борьбу с песками. Правительство отказало ей в настоящей только снабдило литературой о культуре песков.
Но девушка не отчаялась, она возглавила борьбу с песками, изучила множество книг по песчаному делу. Она сумела организовать дело так, что через год Хошутово было не узнать: со всех сторон окружили его зеленые посадки, сосновый питомник; с каждым днем пустыня становилась все приветливее, зеленее. И странно осознавать, что это волшебство, сотворенное, правда, руками человека,- полностью заслуга молоденькой девушки, едва окончившей институт, такой еще неопытной!
Когда спустя три года кочевники грубо вытоптали всю зелень, выпили всю воду в колодцах, Мария нашла в себе мужество пойти к вождю кочевников, пойти с «молодой злобой», чтобы обвинить его в бесчеловечности и жестокости. Мария Никифоровна была готова все начать сначала: поднимать уничтоженное село, возрождать его к жизни.
Но девушка получает другое задание, еще более сложное: ей предлагают поехать в другое село, в Сафуту, чтобы обучить его жителей тому, что уже умеют крестьяне из села Хошутова, - окультуриванию песков. Желание народы, «зажатые в барханы песков», заставило героиню сказать «да». Она вспомнила слова вождя кочевников: «Степь наша, барышня. Зачем пришли русские? Кто голоден и ест траву родины, тот не преступник».
Эта умная и благородная женщина решилась пожертвовать собой, своей жизнью ради села. Это ли не сила характера – отдать не просто свои молодые годы, но всю жизнь на служение людям, добровольно отказавшись от личного счастья? Это ли не сила характера тем, кто уничтожал твои достижения и победы? Даже недальновидный начальник признал за этой девушкой удивительное мужество: «Вы, Мария Никифоровна, могли бы заведовать целым народом, а не школой».
Женское ли дело – «заведовать народом»? Но это оказалось по силам ей, простой учительнице, а главное, сильной женщине. Сколького она уже достигла! Но сколько ей еще предстоит одержать побед… Думается, немало. Невольно веришь в такого человека. Им можно лишь гордиться!
Однако Григорий отчетливо видит, как несправедливо устроена жизнь: с одной стороны нарядные, обеспеченные офицеры, с другой – бесправные, вынужденные безропотно переносить издевательства командиров солдаты. Мировая война рождает в душе Григория противоречивые чувства. На фронте он держится храбро и мужественно, но все существо его протестует против бессмысленного убийства.
Получив ранение, он попадает в лечебницу, где встречает пулеметчика Гаранжу. Эта встреча сделала в душе главного героя глубокий переворот. Однажды ночью Мелехов разбудил Гаранжу и попросил объяснить суть войны, почему никто не объяснит народу ее “звериную сущность”. Гаранжа сказал, что любого агитатора убьют, а вот надо повернуть винтовки на тех, кто посылает людей на смерть. Власть надо скинуть, а войны будут до тех пор, пока будет “дурноедская власть”. А если во всем мире установится “рабоча хлиборобська власть”, уйдет злоба, вот тут и настанет “червона жизнь”. Слова Гаранжи глубоко въелись в душу Григория, заставив его коренным образом пересмотреть все свои взгляды. «Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться» Мелехов вынужден был признать, что в словах Гаранжи звучала горькая правда, которая разбивала вдребезги сложившиеся у него отношения к происходившим событиям. Григорий возненавидел войну, рушились его представления о царе, о казачьем воинском долге.
На многое открыл Григорию глаза большевик Гаранжа, которому он говорит на прощание: “- Ну, хохол что глаза мне открыл. Теперь я зрячий и … злой! ”. М. Шолохов подчеркивает, что Григорий Мелехов не был последователен в своих взглядах. Под влиянием Гаранжи он становится “зрячим”, а Чубатый и Изварин будили в нем казацкие сословные взгляды, мечту о свободном Доне без царя и большевиков. Трудно Григорию, малограмотному казаку было разобраться и найти в происходящих событиях правду. Он с горечью признавался: “Блукаю я, как метель в степи”.
В своих шатаниях от одних политических взглядов к другим Мелехов старается найти ту правду, которая ближе к народу. Поэтому при встрече с ним подъесаул Изварин чувствует, что Григорий принял “красную веру”, и замечает: “Боюсь, что встретимся мы, Григорий, врагами”. Ну ка-то так)