РЕБЯТ с 1. Какой школьный предмет, по мнению А.М. Горького, называют
человековедением.
А) История
Б) Анатомия
В) Биология
Г) Литература
2. Когда сформировался тип «лишнего человека»?
А) 20 годы 18 века
Б) 20 годы 19 века
В) 20 годы 20 века
Г) 20 годы 21 века
3. Стиль жизни «лишних людей»
А) Разгар и веселье
Б) Замкнутость и отдаленность
В) Скука и разочарование
Г) Трудолюбие и работо
4.Отличительная черта молодежи 19 века.
А) Равнодушие к жизни
Б) Стремление к переменам
В) Энергичность и изобретательность
Г) Тяга к знаниям
5. Когда человек становится «лишним»?
А)Плохая психическая организация человека
Б)Умственный идейный разлад между личностью и средой
В)Неприятие данной жизни
Г) Слабая энергетика
6. Сколько лет писался роман «Евгений Онегин»?
А) 8 лет
Б)10 лет
В) 15 лет
Г) 7 лет, 4 месяца, 17 дней.
7. В каком стиле написан роман «Евгений Онегин»?
А) Публицистический
Б) Научный
В) «Жанр черновика»
Г) Официально – деловой
8. Кого называли «молодым повесой»?
А) Крестьянина
Б) Подростка
В) Мещанина
Г) Дворянина
9. Какое образование получил Онегин?
А) Среднее
Б) Церковно – приходское
В) Средне – специальное
Г) Домашнее
10. Чему научил его француз?
А)Говорить по – французски
Б) Танцевать мазурку
В) Модно одеваться
Г) Умению вести себя в обществе
11. В чем Онегин был истинным гением?
А) В отношении к друзьям
Б) В науке страсти нежной
В)Приятной лестью забавлять
Г) Танцевать мазурку
12. Был ли счастлив Онегин?
А) Да, был счастлив, потому – что имел все
Б) Нет; в нем рано чувства остыли
В) Ему было все равно
Г) Ему надоела его жизнь
13. Какой болезнью «заболел» Онегин
А) Ангина
Б) Воспаление легких
В) Русская хандра
Г) Чахотка
14. Почему Онегин согласился поехать в деревню?
А) Из – за наследства дяди
Б) В ожидании чего – то нового?
В) Из – за тяжбы наследства, из – за долгов отца.
Г) Остаться наедине с самим собой
15. Постройте синквейн к образу Евгения Онегина.
16. Откуда приехал Ленский в Россию?
А) Франция
Б) Германия
В) Швейцария
Г)Казахстан
17. Постройте синквейн к образу Владимира Ленского.
18. С какой целью Ленский вернулся в Россию?
А) В отпуск
Б) Возвратился на родину на ПМЖ
В) Повидать родных
Г) Со скуки
19. За что вызвал Ленский Онегина на дуэль?
А) Из – за Татьяны
Б) Из – за любезности с Ольгой
В) Из – за попрания чести
Г) От безделья
20. Кто из русских критиков назвал роман «Евгений Онегин» жнциклопедией
русской жизни?
А) В.Г. Белинский
Б) И.А. Гончаров
В) Н.А. Добролюбов
Г) И.С. Тургенев
21. За что Пушкин любил свою героиню Татьяну Ларину?
А) За красоту и обаяние
Б) За ум , мораль, понимание жизни
В) За умение веселиться
Г) За умение танцевать
22. Почему Татьяна полюбила Онегина с первого взгляда?
А) Начиталась книг
Б) Ждала своего героя
В) Увидела в Онегине именно его: единственного
Г) Верила в предначертание судьбы
23. Каковы представления Онегина о любви
А) Поверхностное
Б) Легкодоступное
В) Серьёзное
Г) Глубокое
24. Почему Онегина тронуло письмо Татьяны?
А) Не ожидал от деревенской девушки получить его
Б) Письмо не похоже на прежние записки
В) Искренние чувства
Г) Поведение девушки
25. Составьте синквейн к образу Татьяны.
26. Что можно считать положительным в характере Онегина?
А) Честный, открытый, благородный человек
Б) Не лгать
В) Не любит Татьяну и отвергает ее
Г) Эгоист причиняет Татьяне боль
27.Почему пути Татьяны и Онегина навсегла разошлись?
А) Татьяна вышла замуж за другого
Б) Причина в гибели Ленского
В) Отъезд Онегина в дальние края
Г) Татьяна узнала истинную душу Онегина
28. Какие ошибки совершены Татьяной?
А) Не вышла замуж за Онегина
Б) Вышла замуж за генерала
В) Вышла замуж без любви
Г) Вышла замуж, уступив мольбам матери
29. Какую ошибку совершил Онегин?
А) Вел разгульный образ жизни
Б) Поддался русской хандре
В) Не принес пользы обществу
Г) Не поверил когда – то себе
Автор в своем произведении показал, как горячее сердце, желание всё исправить могут одолеть стихию. Истинное благородство и доброта всегда одолеют злобу и жестокосердие исправить любой, даже самый худой поступок. Так и произошло с Филькой, главным героем этой сказки. Из угрюмого и неприветливого мальчика он превратился в отзывчивого, чувствительного человека. Он смог стать лучше, его сердце стало горячим.
Сначала Филька обидел раненного на фронте коня, который много трудолюбивому, но бедному мельнику. Из-за голода конь ходил по деревне и просил у всех еды, и каждый давал, что мог. Когда конь пришел к Фильке, мальчик поступил очень жестоко. Он не дал хлеба, а втоптал его в снег, и ударил коня по губам, накричал на него. Это очень обидело доверчивое животное.
Расплата за такое бессердечие наступила сразу. Всю деревню сковало сильным морозом, реки начали промерзать до дна, зерно стало пропадать. Люди впали в отчаянье, ожидалась голодная смерть. Бабушка рассказала Фильке, что давным-давно такая холодная зима была из-за одного жестокого человека, который не солдату. Много людей и животных погибло в ту пору, а исправить всё можно было только искренним раскаянием.
Испуганный Филька побежал к мельнику, а тот сказал ему, чтобы придумывал, как деревню. Мальчик решил созвать ребят прорубать лед у мельницы, чтобы намолоть зерна для хлеба. Люди собрались и начали слаженно работать, не испугавшись мороза. Долго пришлось добираться до воды, а когда вода хлынула и закрутила колесо мельницы, подул теплый ветер, мороз пошел на убыль, сосульки стали падать с крыш, побежали ручьи. Филька осознал, что нельзя быть грубым, злым, нельзя обижать невиновных. Он принес обиженному коню свежеиспеченного, теплого хлеба и попросил прощения. Конь принял хлеб и простил Фильку.
Паустовский показал, что пустые и злые сердца вымораживают всё вокруг: и людей, и природу. А те, кто отзывчивые и самоотверженные – наоборот, делают мир теплее, краше, богаче.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Естественно, что это не мечта о смерти. Не зря же Лермонтов сразу оговаривается:
Но не тем холодным сном могилы.. .
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь.. .
Эту мечту поэта можно понимать по-разному. И как гармонию с миром, и как долгожданную встречу с близкой и любящей душой. Но Лермонтов обречен на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен.
Сравнивая себя с листком, который "оторвался от ветки родимой и в степь укатился, жестокою бурей гонимый; засох и увял он от холода, зноя и горя и вот, наконец, докатился до Черного моря", поэт сразу переходит к теме любви, аллегорически воплощенной в молодой чинаре. Это дерево стоит у моря, на его ветвях "качаются райские птицы", у его корней он ищет приюта.
Человек не может жить без желаний: они дают ему силы, чтобы чего-то добиться, заставляют поверить в себя и ощутить радость достижения цели. Поэт часто говорит о бессмысленности и бесполезности желаний, которые отдаляются от него, как горизонт. И так проходит жизнь, вызывая раздражение и разочарование. Зато есть Любовь. Это прекрасное чувство обогащает душу, заставляет по-новому взглянуть на окружающее, забыть горести и печали. Таково пушкинское понимание любви. Но Лермонтов признает только вечную любовь, которая навсегда связала бы его с близким и верным человеком.
И он не находит такой любви.. .
На что мне тебя? — отвечает младая чинара. -
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы,
Иди себе дальше, о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.
Страсти рано или поздно утихнут, "их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка". И снова поэт будет в поиске. А итогом вечного поиска станут его горькие и прекрасные стихи.
Таким образом, своими лирическими произведениями Лермонтов утверждает мысль о том, что там, где господствует антигуманное, жестокое и фальшивое общество, обесцениваются независимая мысль, искреннее чувство, человечность. Здесь нет места прекрасному и высокому. Лирика М. Ю. Лермонтова полна скорби об одиночестве человека в мире.