Ребят Заполните таблицу, используя текст рассказа и обратившись к толковым словарям, объясните значения просторечий, диалектизмов, архаизмов.Рассказ А.П.Чехова «Дипломат»
поистине странное общество собралось на берегу: у птиц волочились перья, у зверей слипалась шкура – все промокли насквозь, вид имели обиженный и чувствовали себя весьма неуютно.
первым делом, конечно, нужно было найти способ высохнуть. они устроили совещание по этому вопросу, и через несколько минут аня заметила – без всякого удивления – что беседует с ними так свободно, словно знала их всю жизнь. она даже имела долгий спор с лори, который под конец надулся и только повторял: “я старше вас и поэтому знаю лучше”, – а это аня не могла допустить, но на вопрос, сколько же ему лет, лори твердо отказался ответить, и тем разговор был исчерпан.
наконец, мышь, которая, по-видимому, пользовалась общим почетом, крикнула: “садитесь все и слушайте меня. я вас живо высушу! ” все они тотчас же сели, образуя круг с мышью посередине, и аня не спускала с нее глаз, так как чувствовала, что получит сильный насморк, если сейчас не согреется.
мышь деловито прокашлялась:
– вот самая сухая вещь, которую я знаю. прошу внимания! утверждение в киеве владимира мономаха мимо его старших родичей повело к падению родового единства в среде киевских князей. после смерти мономаха киев достался не братьям его, а сыновьям и обратился, таким образом, в семейную собственность мономаховичей. после старшего сына мономаха, способного князя мстислава…
– ух! – тихо произнес лори и при этом его всего передернуло.
– простите? – спросила мышь, нахмурившись, но учтиво. – вы, кажется, изволили что-то мне сказать?
– нет, нет, – поспешно забормотал лори.
– мне, значит, показалось, – сказала мышь. – итак, я продолжаю: – способного князя мстислава, в киеве один за другим княжили его родные братья. пока они жили дружно, их власть была крепка; когда же их отношения обострились…
– в каком отношении? – перебила утка.
– в отношении их отношений, – ответила мышь довольно сердито. – ведь вы же знаете, что такое “отношенье”.
– я-то знаю, – сказала утка. – я частенько “отношу” своим детям червячка или лягушонка. но вопрос в том, что такое отношенье князей?
мышь на вопрос этот не ответила и поспешно продолжала:
– …обострились, то против них поднялись князья ольговичи и не раз силою завладевали киевом. но мономаховичи в свою очередь… как вы себя чувствуете, моя милая? – обратилась она к ане.
– насквозь промокшей, – уныло сказала аня. – ваши слова на меня, видно, не действуют.
– в таком случае, – изрек дронт, торжественно привстав, – я предлагаю объявить заседание закрытым, дабы принять более энергичные меры.
– говорите по-, – крикнул орленок. – я не знаю и половины всех этих длинных слов, а главное, я убежден, что и вы их не понимаете!
и орленок нагнул голову, скрывая улыбку. слышно было, как некоторые другие птицы захихикали.
– я хотел сказать следующее, – проговорил дронт обиженным голосом. – лучший способ, чтобы высохнуть, – это игра в куралесы.
– что такое куралесы? – спросила аня – не потому, что ей особенно хотелось это узнать, но потому, что дронт остановился, как будто думая, что кто-нибудь должен заговорить, а между тем слушатели молчали.
– неужели вы никогда не вертелись на куралесах? – сказал дронт. – впрочем, лучше всего показать игру эту на примере.
(и так как вы, читатели, может быть в зимний день пожелали бы сами в нее сыграть, я расскажу вам, что дронт устроил.)
Врассказе фазиля искандера «тринадцатый подвиг геракла» рассказ ведется от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в грузии. действие рассказа происходит во время войны. мы узнаем об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени адольф. главный герой рассказа — шустрый, озорной и лукавый мальчик. он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с , смеется вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение харлампий диогенович - учитель. к товарищам по классу герой относится по дружески, с иронией. рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. он подмечает постоянное благополучие сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность алика комарова и угрюмость шурика авдеенко. но в классе у харлампия диогеновича нет любимчиков. смешным может оказаться каждый. и вот наступает момент, когда класс смеется над главным героем. главный герой не справился с по . вместо того чтобы попросить у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока . когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил , то харлампий диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок . учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг геракла» , то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
поистине странное общество собралось на берегу: у птиц волочились перья, у зверей слипалась шкура – все промокли насквозь, вид имели обиженный и чувствовали себя весьма неуютно.
первым делом, конечно, нужно было найти способ высохнуть. они устроили совещание по этому вопросу, и через несколько минут аня заметила – без всякого удивления – что беседует с ними так свободно, словно знала их всю жизнь. она даже имела долгий спор с лори, который под конец надулся и только повторял: “я старше вас и поэтому знаю лучше”, – а это аня не могла допустить, но на вопрос, сколько же ему лет, лори твердо отказался ответить, и тем разговор был исчерпан.
наконец, мышь, которая, по-видимому, пользовалась общим почетом, крикнула: “садитесь все и слушайте меня. я вас живо высушу! ” все они тотчас же сели, образуя круг с мышью посередине, и аня не спускала с нее глаз, так как чувствовала, что получит сильный насморк, если сейчас не согреется.
мышь деловито прокашлялась:
– вот самая сухая вещь, которую я знаю. прошу внимания! утверждение в киеве владимира мономаха мимо его старших родичей повело к падению родового единства в среде киевских князей. после смерти мономаха киев достался не братьям его, а сыновьям и обратился, таким образом, в семейную собственность мономаховичей. после старшего сына мономаха, способного князя мстислава…
– ух! – тихо произнес лори и при этом его всего передернуло.
– простите? – спросила мышь, нахмурившись, но учтиво. – вы, кажется, изволили что-то мне сказать?
– нет, нет, – поспешно забормотал лори.
– мне, значит, показалось, – сказала мышь. – итак, я продолжаю: – способного князя мстислава, в киеве один за другим княжили его родные братья. пока они жили дружно, их власть была крепка; когда же их отношения обострились…
– в каком отношении? – перебила утка.
– в отношении их отношений, – ответила мышь довольно сердито. – ведь вы же знаете, что такое “отношенье”.
– я-то знаю, – сказала утка. – я частенько “отношу” своим детям червячка или лягушонка. но вопрос в том, что такое отношенье князей?
мышь на вопрос этот не ответила и поспешно продолжала:
– …обострились, то против них поднялись князья ольговичи и не раз силою завладевали киевом. но мономаховичи в свою очередь… как вы себя чувствуете, моя милая? – обратилась она к ане.
– насквозь промокшей, – уныло сказала аня. – ваши слова на меня, видно, не действуют.
– в таком случае, – изрек дронт, торжественно привстав, – я предлагаю объявить заседание закрытым, дабы принять более энергичные меры.
– говорите по-, – крикнул орленок. – я не знаю и половины всех этих длинных слов, а главное, я убежден, что и вы их не понимаете!
и орленок нагнул голову, скрывая улыбку. слышно было, как некоторые другие птицы захихикали.
– я хотел сказать следующее, – проговорил дронт обиженным голосом. – лучший способ, чтобы высохнуть, – это игра в куралесы.
– что такое куралесы? – спросила аня – не потому, что ей особенно хотелось это узнать, но потому, что дронт остановился, как будто думая, что кто-нибудь должен заговорить, а между тем слушатели молчали.
– неужели вы никогда не вертелись на куралесах? – сказал дронт. – впрочем, лучше всего показать игру эту на примере.
(и так как вы, читатели, может быть в зимний день пожелали бы сами в нее сыграть, я расскажу вам, что дронт устроил.)