Речь «лукавого старца» (как назвал его пепел) изобилует афоризмами и народными выражениями. прочитайте их. найдите и выпишите:
а) просторечные слова;
б) лексику, свойственную фольклорным произведениям;
в) религиозную лексику;
г) ;
д) афоризмы, построенные на основе омонимов;
е) афоризмы, содержащие лексический повтор.
внезапно привычный быт ночлежки нарушает «прохожий» старец лука. он проповедует несчастным людям необходимость взаимной жалости и утешения, тем самым совершая своеобразную «революцию» в душе каждого из них.
«старик хорош был… закон душе имел! — говорит татарин, — кто закон душа имеет — хорош! кто закон терял — не обижай человека — вот закон! »
о нём же позже скажет сатин: «он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. да, это он, старая дрожжа, проквасил нам сожителей…». то же чувствуют и остальные обитатели «дна». опишите, какие изменения в сознании «ночлежников» произошли после общения с лукой. сделайте вывод о том, какую роль играет в пьесе лука.
ОбъXii еще в первое время по возвращении из москвы, когда левин каждый раз вздрагивал и краснел, вспоминая позор отказа, он говорил себе: «так же краснел и вздрагивал я, считая все погибшим, когда получил единицу за и остался на втором курсе; так же считал себя погибшим после того, как испортил порученное мне дело сестры. и что ж? теперь, когда года, я вспоминаю и удивляюсь, как это могло огорчать меня. то же будет и с этим горем. пройдет время, и я буду к этому равнодушен». но три месяца, и он не стал к этому равнодушен, и ему так же, как и в первые дни, было больно вспоминать об этом. он не мог успокоиться, потому что он, так долго мечтавший о семейной жизни, так чувствовавший себя созревшим для нее, все-таки не был женат и был дальше, чем когда-нибудь, от женитьбы. он болезненно чувствовал сам, как чувствовали все его окружающие, что нехорошо в его года человеку единому быти. он помнил, как он пред отъездом в москву сказал раз своему скотнику николаю, наивному мужику, с которым он любил поговорить: «что, николай! хочу жениться», — и как николай поспешно отвечал, как о деле, в котором не может быть никакого сомнения: «и давно пора, константин дмитрич». но женитьба теперь стала от него дальше, чем когда-либо место было занято, и, когда он теперь в воображении ставил на это место кого-нибудь из своих знакомых девушек, он чувствовал, что это было совершенно невозможно. кроме того, воспоминание об отказе и о роли, которую он играл при этом, мучало его стыдом. сколько он ни говорил себе, что он тут ни в чем не виноват, воспоминание это, наравне с другими такого же рода стыдными воспоминаниями, заставляло его вздрагивать и краснеть. были в его как у всякого человека, сознанные им дурные поступки, за которые совесть должна была бы мучать его; но воспоминание о дурных поступках далеко не так мучало его, как эти ничтожные, но стыдные воспоминания. эти раны никогда не затягивались. и наравне с этими воспоминаниями стояли теперь отказ и то жалкое положение, в котором он должен был представляться другим в этот вечер. но время и работа делали свое. тяжелые воспоминания более и более застилались для него невидными, но значительными событиями деревенской жизни. с каждою неделей он все реже вспоминал о кити. он ждал с нетерпением известия, что она уже вышла или выходит на днях замуж, надеясь, что такое известие, как выдергиванье зуба, совсем вылечит его.яснение:
Изображение воротничка с жёлтой лентой.
- Что это? (Красивая вещь, аксессуар (необязательный предмет, сопутствующий чему-либо, от фр. «добавочный»), украшает человека).
- Назовите ещё примеры аксессуаров. (Шарф, перчатки, бижутерия (серьги, бусы, браслеты), шляпа, часы, сумка, ремень).
- То есть человек может обойтись и без этой вещи, но приобретает её! Красивый аксессуар меняет человека или нет?
Да! + поднимает настроение
+ прибавляет уверенности в себе
+ поднимает самооценку
Нет!
- Кто это? Почему «кто»? (Главный герой рассказа Тэффи «Жизнь и воротник». Он живой, управляет жизнью человека). Тема.
Цели урока.
- Заглавие. Растолкуйте понятия.
Жизнь – это высокое, глубокое. Воротник – вещь, обыденное.
- 1 абзац. О чем рассказ? (Вещь может изменить жизнь и судьбу человека.)
- Сформулируйте проблемы (спорные во поднятые в рассказе.
* «иногда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека»?
Когда вещи играют судьбоносную роль в жизни человека?
Как человек должен относится к вещам?
- Цель урока – найти ответы на во данные автором, и выбрать свою позицию.
2. Знакомство с писателем. Устное сообщение. Слово об авторе.
Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)
- Какие факты ее биографии познавательны и интересны?
Мастер смеха! Очень популярна в начале 20 века: выпускали даже духи и конфеты «Тэффи».
К 300-летию дома Романовых у Николая II с чьи произведения он хотел бы видеть в юбилейном сборнике, Государь изрёк "Одну Тэффи!"
Тэффи-псевдоним, связанный с именем слуги Степана, которого все звали Стеффи (была отброшена первая буква).
Смех, по ее мнению, - лучшая терапия. «Смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Смех забыть о страхе смерти и страхе жизни. В длинную дорогу брали томик её рассказов.
Эмигрантская жизнь, смерть в Париже в 1952г. Печатается эмигрантам.
Жизненное кредо: «В день, когда перестаешь смеяться, начинаешь стареть».
«Аполлон … послал нам Тэффи … писателя большого, глубокого и своеобразного» (С.Чёрный). Сквозь смех всегда грусть, как у Чехова, и раздумья о несовершенстве мира.
13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;
Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;
Т. о., Тэффи – писатель-классик сатирической литературы. «Королевой русского юмора" её назвал Е.Шварц.
Объяснение: