Регивый - Задание 3. Напишите развёрнутый ответ на вопрос, какие признаки сказки есть в поэме
«Руслан и Людмила»? ( ).
Критерии оценивания
4
Определяет главную
информацию художественного
произведения
Дескриптор
Обучающийся
Находит правильные варианты
ответов.
Указывает значение устаревших
слов.
выражает своё мнение;
подтверждает свой ответ примерами из
текста произведения;
представляет полностью связную структуру,
все пункты логически последовательны и
взаимосвязаны.
5
2
Создаёт творческую работу по
изученному художественному
произведению
2
2
Всего
15
1) Тема рассказа -это взаимоотношения человека и природы взаимосвязи человека,как части природы.Главная мысль-тайга слабых не любит,человек должен обладать силой воли,познаниями и опытом,чтобы считаться по праву "хозяином тайги".Васютка смог выжить,так как любил свой край,знал природу и соблюдал её законы.
2)Мать учила всегда иметь с собой хлеб и спички,первая наука в тайге.Учила делать зарубки-затеси и не отходить от них далеко,чтобы не потеряться.
3) Как заблудился-погнался за глухарём.Почему заблудился-потерял осторожность и внимание от радости и азарта,забыл о то,чему его учили взрослые.Что почувствовал,когда понял,что заблудился-отчаяние,панику,страх,затем оцепенение и отрешённость.Паника сменилась вопросом-что же делать,как выживать ночью в тайге,тогда Васютка почувствовал надежду и развёл костёр.
4) Васютка заблудился в тайге,погнавшись за глухарём.Сначала у него началась паника,когда он понял,что заблудился,но потом он взял себя в руки и стал вспоминать всё,чему его учили взрослые,что говорили о тайге и как себя вести-это и ему не пропасть,а выжить и вернуться домой.
5) Ключевые моменты в раскрытии характера героя:
взрослым говорит о заботливости,растёт
-Смог взять себя в руки-сила характера,смелость.
-Нашёл дорогу к реке-целеустремлённость,знание тайги,умение выживать.
-Сумел показать озеро -хозяйственность,не мимо рыбы,прекрасная память и понимание природы.
6)В своём произведении Астафьев использует множество художественных тропов,делая рассказ образнее,пейзаж ярче,характеры людей полнее,передавая эмоциональное состояние героев.
Тайгу автор делает действующим лицом,роль пейзажа в рассказе занимает важное место.Автор рисует красоту родного края,незабываемость и особенность природы,с сочных эпитетов,выразительных сравнений.
Эпитеты:"взлахмаченная ель","тихий лес","молчаливая тайга","неподвижный тума","мохнатые тучи","редкие облака","таинственный шорох","сонная тайга","тайга равнодушная, глухая, угрюмая","чуткий клюв","таинственные звёзды","кровянистое небо","большой ход(рыбы),"велика наша Родина","скучное житьё","памятное озеро","потрясающее открытие","трудовое веселье","счастливый Васютка".
Сравнения:"белка,будто пушинка","веки,будто грузила","бесшумно,как сова","орехи,как пчёлки","сук,как тупой пилой срезанный","голос упал кедровой шишкой в мешок","тропинки,что морщинки на лбу деда","кедровки(кричали) на манер базарных торговок","облака спрессованной ватой","месяц,как ноготок","середина озера-раскалённая сковородка","глухарина,как леший","тайга как тёмное,зелёное море","щёлкнул языком,будто спуск нажал","красные листья,будто пластины свёклы".
Природа оживает в произведении с олицетворений,звери ,птицы,рыбы становятся безмолвными участниками диалогов Васютки с тайгой.
Олицетворения:"ветер разгладил" (лица людей),"звёзды перемигивались","темень прячется","разбушуется осень","плакала сойка,стонали гагары","осинник разделся донага","небо прижималось","костёр чихнул,зашипел,защёлкал","плакала сойка".
Метафоры показывают величия края,добавляют образность,
разгадать скрытый смысл произведения.
Метафоры:"тайга кормилица","озеро кляксочка","выполз туман","табун птиц","клейкий туман","звук растаял","лес в унылой задумчивости","рыба тучами(ходила),"шершавая складка коры","озеро подёрнулось морщинками","начали прорезаться звёзды","по-детски заплакала желна".
Автор использует и перефраз ,заменяя названия на образные выражение,усиливая образные черты и добавляя новый смысл , сухие имена собственные оживают и преображаются.
Перифраз:"глухарь-огромная птица","утка-небольшой комочек","Васютка-лихорадка болотная""кедровка-нахальная птица,ведьма проклятая,птица полезная".
Диалектными словами,просторечием изобилует речь людей.С их автор показывает местную жизнь,даёт почувствовать читателям особый колорит,характер жителей Заполярья.
7)Рассолодели от безделья-располнели;нету фарту-нет везения,удачи; осеннюю путину-осенний рыбный промысел,ловля; привыкли парнишкой помыкать-привыкли командовать мальчиком.; посадить на мушку... птицу-прицелиться,взять в прицел; заполошной стаей закружились... листья-листья закружились от порыва ветра,как всполошённая стая птиц..
8) Идея автора-показать единство человека и природы.Прекрасен окружающий мир,а мы живём в этом мире.Человек-это часть природы,любя и понимая природу,человек выживает в тайге.Охранять и бережно относится к природным богатствам-это наша обязанность.У каждого из нас в жизни есть своё "озеро",главное не пройти мимо,а открыть его ,осознав простые жизненные ценности.
Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.
Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и не к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.
По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может человеку справиться со своим горем.
В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.
Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.
Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.
Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...