Решаем читательские задачи 1. Расскажите о жизни Маленького принца на астероиде. Какое
вы думаете, почему он решил путешествовать?
2. Какую роль в жизни принца сыграли Роза и Лис? Чему они
научили его и чему он у них научился? Можно ли сказать, что
эти образы символичны (т. е. обозначают некое отвлечённое
понятие)? Докажите свои предположения. Какую идею вопло-
щает образ Розы и какую — образ Лиса?
3. Перечитайте рассказ о баобабах. Как вы думаете, от чего
предостерегает автор читателей?
4. Как вы думаете, почему первое появление Маленького
принца на Земле произошло в пустыне? Что собой символизи-
рует этот образ? Можем ли мы назвать Маленького принца оди-
ноким?
5. Подумайте и скажите, почему автор сделал рассказчиком
Лётчика, а не Принца.
Письменно по желанию 2 ответа очень быстро
Доктор долго стоял на фоне громадных каменных капитанов и размахивал шляпой. Золотые лучи заходящих солнц освещали его, и казалось, что он тоже статуя, только поменьше остальных.
– А-а-а-а! – донесся вдруг до нас далекий крик.
Мы обернулись.
Доктор бежал к нам, увязая в песке.
– За-бы-ыл! – кричал он. – Совсем забы-ыл!
Доктор подбежал к нам и минуты две пытался отдышаться, все время начинал одну и ту же фразу, но дыхания не хватало, чтобы ее закончить.
– Ку… – говорил он. – У па…
Алиса попыталась ему.
– Курица? – спросила она.
– Не-ет… ку-устики. Я… забыл про кустики сказать.
– Какие кустики?
– Стоял у самых кустиков и забыл про них сказать.
Доктор показал на монумент. Даже отсюда, издали, было видно, что у ног третьего капитана скульптор изобразил пышный куст, тщательно выпилив из камня его ветви и листья.
– А я думала, что это просто для красоты, – сказала Алиса.
– Нет, это же кустик! Вы никогда не слышали о кустиках?
– Никогда.
– Тогда послушайте. Всего две минуты… Когда Третий капитан был на восьмом спутнике Альдебарана, он заблудился в пустыне. Ни воды, ни пищи – ничего. Но капитан знал, что, если он не дойдет до базы, корабль погибнет, потому что все члены экипажа лежали, пораженные космической лихорадкой, а вакцина была только на базе, на пустой, покинутой базе в горах Сьерра-Барракуда. И вот, когда силы покинули капитана и путь был потерян в песках, он услышал отдаленное пение. Сначала капитану показалось, что это галлюцинация. Но он все-таки собрал последние силы и пошел по направлению к звукам. Через три часа он дополз до кустиков. Кустики растут в тех местах вокруг небольших водоемов, и перед песчаной бурей их листья трутся друг о дружку, издавая мелодичные звуки. Кажется, что кустики поют. Вот таким образом кустики в горах Сьерра-Барракуда своим пением указали капитану дорогу к воде, дали возможность переждать страшную песчаную бурю и жизнь восьмерым космонавтам, погибавшим от космической лихорадки. В честь этого события скульптор на памятнике Третьему капитану изобразил кустик. Так что, я думаю, вам стоит заглянуть на восьмой спутник Альдебарана и в горах Сьерра-Барракуда найти кустики. Кроме того, Третий капитан говорил, что вечером на кустиках раскрываются большие нежные светящиеся цветы доктор, – сказал я. – Мы обязательно постараемся найти эти кустики и привезти их на Землю.
– А они могут в горшках расти? – спросила Алиса.
– Наверно, – ответил доктор. – Но, по правде говоря, я никогда кустиков не видел – они очень редки. И встречаются только у источника в самом центре пустыни, окружающей горы Сьерра-Барракуда.
… Система Альдебарана лежала неподалеку, и мы решили отыскать кустики и, если можно, послушать их пение.
Восемнадцать раз наш космокатер облетел всю пустыню, и лишь на девятнадцатом заходе мы увидели в глубокой ложбине зелень. Разведкатер снизился над песчаными барханами, и нашим глазам предстали кусты, окружавшие родник.
Кусты были невысоки, мне по пояс, у них были длинные, серебристые с изнанки листья и довольно короткие, толстые корни, которые легко выходили из песка. Мы осторожно выкопали пять кустов, выбирая те, на которых нашли бутоны, набрали в большой ящик песка и перенесли наши трофеи на "Пегас".
В тот же день "Пегас" стартовал с пустынного спутника и взял курс дальше.
Как только кончился разгон, я начал готовить к съемкам камеру, потому что надеялся, что на кустах вскоре распустятся светящиеся цветы, а Алиса приготовила бумагу и краски, чтобы эти цветы зарисовать . Да эо глава 6 ( Жилаю удачи )
РОЗДІЛ V СУЧАСНА ЛІТЕРАТУРА
ТУВЕ ЯНСОН
КОМЕТА ПРИЛІТАЄ
Робота з текстом
1. Опишіть Долину та будиночок мумі-тролів.
2. Хто розповів мешканцям блакитного будиночка иро комету й близький кінець світу?
3. Як поставилися до розповіді про кінець світу Чмих і Мумі – троль?
4. Яка в кожного з них була таємниця?
5. Яку велику мету поставили друзі, вирушаючи у Велику Подорож?
6. Розкажіть про персонажів, яких зустріли Чмих і Мумі-троль під час своєї подорожі.
7. Які випробування випали на долю героїв твору?
8. Назвіть риси характеру, які вони виявили в небезпечних обставинах.
9. Як комета вплинула на життя Землі? Опишіть зміни, що відбулися в Долині мумі-тролів під впливом цієї події.
10. Де друзі шукали притулок і захист? Чому саме гам?
11. Визначте проблеми твору, важливі для кожної людини особисто й для суспільства в цілому.
12. Які вічні цінності утверджуються у творі?
Кого з персонажів ви впізнали на малюнках Т. Янсон? Стисло охарактеризуйте їх. Які епізоди зображені на малюнках? Перекажіть ці епізоди близько до тексту.
Краса слова
Ця
повість-казка – один із перших творів Т. Янсон про мумі-тролів. Видання “Гонитва за кометою ” з’явилося 1946 р. З того часу авторка декілька разів переробляла твір, який у 19G8 р. вийшов друком під назвою “Комета прилітає”. У повісті читачі ознайомлюються з описом Долини, де мешкають різні казкові персонажі. На долю маленьких героїв випали нелегкі випробування. Ондатр, що потрапив до будинку мумі-тролів, розповів їм про кінець світу, який загрожує Землі та її мешканцям, якщо прилетить лиха й небезпечна комета. Мумі-троль ралом із Чмихом вирушають до Обсерваторії, щоб з’ясувати ступінь небезпеки. Мумі-троль, котрий любить свою домівку понад усе, усвідомлює високу мету Великої Подорожі: “Земля може загинути, і наше завдання цьому запобігти”. Хоча у творі Т. Янсон ідеться про казкові пригоди, але водночас тут порушуються питання, важливі для всього сучасного людства: Земля – наш спільний дім, і люди повинні згуртуватися перед загрозою глобальних катастроф, бо тільки любов, дружба й порозуміння можуть урятувати цей світ.
Узявшись за лапки, пліч-о-пліч, герої зуміли пережити жахіття, які принесла на землю червона комета, що так близько долетіла до Землі. Як у всіх казках, у цього твору теж щасливий кінець – море повернулося до своїх берегів, а герої повертаються з мандрів у свій блакитний будиночок, де на них чекає Мумі-мама з великим тортом і пропонує з’їсти торт прямо на ганку, “найнебезпечнішому місці на світі”. Отже, разом можна все пережити й вистояти у випробуваннях!..
Творче завдання
Створіть “Мумі-альбом” із зображеннями персонажів Т. Янсон і їх стислими описами. Наприклад: “Мумі-мама – мама Мумі-троля і дружина Мумі-тата. Усім подобаються її оладки й малинове варення, за до яких вона вміє вирішувати будь-які конфлікти” і т. д.