Актуальность, на мой взгляд, очень велика. Почему?
Если внимательно присмотреться к тому, что делает Журден, то становится ясно: он стремится ЧИСТО ВНЕШНЕ подражать всему дворянскому, всему, что ему кажется возвышенным и благородным. Но он забывает, что за всем внешним стоит внутренняя суть.
Сколько в наши дни таких людей, которые стараются казаться интеллигентными и образованными! Но именно казаться, а не быть. Ведь для того, чтобы БЫТЬ, надо прикладывать усилия, работать над собой, а КАЗАТЬСЯ, на первый взгляд, проще. Однако всегда есть риск обнаружить своё истинное лицо, свой истинный уровень познаний. Окружающим смешно, а «обывателю во интеллигенции» (позволю себе такое перефразирование названия пьесы) не до смеха. Задумается ли он? Или будет продолжать игру в интеллигентность?
Вот это те вопросы, над которыми стоит задуматься независимо от того, какой век на дворе.
Царица-мачеха и царевна представляют в этой сказке два противоположных человеческих характера. Царица — красавица с отвратительным характером и болезненным самолюбием. Она считает себя лучше всех на свете и хочет, чтобы все ей поклонялись. Отмечая красоту царицы, поэт считает, что она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Свое право быть первой красавицей в свете царица готова отстаивать любой ценой, даже ценой жизни другого человека. Совершенно другой, противоположный характер у царевны-падчерицы. Она красива не менее, чем царица, но при этом еще скромна и добра. Царевна нисколько не похваляется своей внешностью, не придает ей особого значения. Она не считает, подобно царице, что весь мир должен признавать ее первой красавицей. Царевна «нраву кроткого такого». Она никогда не смогла бы причинить зло другому человеку, только ради того, чтобы считаться первой красавицей. Для нее главное — душа человека. Когда волшебное зеркальце говорит, что «царевна всех милее, всех румяней и белее», мачеха, «черной зависти полна», повелевает отдать царевну «на съедение волкам». Ее не волнует, что падчерица ни в чем не виновата перед ней, что ее ждет мучительная смерть. Эгоизм царицы настолько силен, что никакие жертвы не кажутся ей излишними. Ее жестокость безгранична. «Царица злая» одерживает наконец победу — царевна умирает.
Если внимательно присмотреться к тому, что делает Журден, то становится ясно: он стремится ЧИСТО ВНЕШНЕ подражать всему дворянскому, всему, что ему кажется возвышенным и благородным. Но он забывает, что за всем внешним стоит внутренняя суть.
Сколько в наши дни таких людей, которые стараются казаться интеллигентными и образованными! Но именно казаться, а не быть. Ведь для того, чтобы БЫТЬ, надо прикладывать усилия, работать над собой, а КАЗАТЬСЯ, на первый взгляд, проще. Однако всегда есть риск обнаружить своё истинное лицо, свой истинный уровень познаний. Окружающим смешно, а «обывателю во интеллигенции» (позволю себе такое перефразирование названия пьесы) не до смеха. Задумается ли он? Или будет продолжать игру в интеллигентность?
Вот это те вопросы, над которыми стоит задуматься независимо от того, какой век на дворе.