В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы "Реквием" в 1963 году за рубежом: "Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?"
1."Царь с царицею простился"
2."Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь"
3."И к обедне умерла."
4."Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;"
5."Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,"
6."Но царевна всех милее,"
7."Всё ж румяней и белее”."
8."Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.".
9."Дочка царская пропала!"
10."И царевна очутилась
В светлой горнице"
11."Входят семь богатырей,"
12."Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;"
13."Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей."
14."Братья милую девицу
Полюбили.".
15."Мне всех милей
Королевич Елисей”.
16."Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы..."
17."Бабушка, постой немножко, -
Ей кричит она в окошко"
18."Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,"
19"Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала..."
20."Хоронить её хотели
И раздумали. "
21."Не досталась никому,
Только гробу одному”."
22."“Свет наш солнышко! "
23."Не видал я девы красной."
24."Отвечает ветер буйный, -"
25."Вкруг неё страна пустая;"
26."И трубит уже молва:
Дочка царская жива!"
27."И с невестою своей
Обвенчался Елисей;!.
В прежние годы было довольно распространенным представление об узости, камерности поэзии Ахматовой, и, казалось, ничто не предвещало ее эволюции в ином направлении. Ср., например, отзыв Б. Зайцева об Ахматовой после прочтения им поэмы "Реквием" в 1963 году за рубежом: "Я-то видел Ахматову “царскосельской веселой грешницей” и “насмешницей”... Можно ли было предположить тогда, в этой Бродячей Собаке, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль – женский, материнский, вопль не только о себе, но и обо всех страждущих – женах, матерях, невестах... Откуда взялась мужская сила стиха, простота его, гром слов будто и обычных, но гудящих колокольным похоронным звоном, разящих человеческое сердце и вызывающих восхищение художническое?"