Автор вначале характеризует этого молодого человека как образца удачливого соблазнителя, куртуазности и охотника за дамскими сердцами. Роль Меркуцио и в новелле и в поэме ограничивается тем, что Джульетта на балу, как лед холодной руке Меркуцио предпочитает жизненную, теплую руку Ромео; после этого персонаж не участвует в действиях.Тот мимолетный эпизод задумывался лишь для того, чтобы мотивировать, дать толчок беседе между Джульеттой и Ромео во время ; этот момент как раз опущен Шекспиром. Поэтому исследователи придерживаются мнения, что образ Меркуцио, представляющейся перед зрителем трагедии, - «образец молодого парня тех времен, привязчивый, изысканный и благородный Меркуцио» - полностью является плодом творческой фантазии автора.Этого персонажа можно увидеть еще и в одном эпизоде – в момент противостояния с Тибальтом. Но и здесь дуэль между Тибальтом и Меркуцио не является необходимой для того, чтобы дать начало поединку между Ромео и двоюродным братом Джульетты.