Чацкий блажен, кто верует, тепло ему на свете! что нового покажет мне москва? вчера был , а завтра будет два. дым отечества нам сладок и приятен! в россии под великим штрафом, нам каждого признать велят и ! господствует смешенье языков: французского с нижегородским? он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных. как посравнить да посмотреть век нынешний и век минувший. служить бы рад, прислуживаться тошно. свежо предание, а верится с трудом. хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде! а судьи кто? прошедшего житья подлейшие черты. смятенье! обморок! поспешность! гнев! испуга! так можно только ощущать, когда лишаешься единственного друга. судьба любви - играть ей в жмурки. мне в петлю лезть, а ей смешно. я странен, а не странен кто ж? тот, кто на всех глупцов похож; молчалин, мне весело, когда смешных встречаю, а чаще с ними я скучаю. но чтоб иметь детей, кому ума недоставало? чины людьми , а люди могут обмануться. когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два эти ремесла есть тьма искусников, я не из их числа. платон любезный, славно, похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно. окроме честности, есть множество отрад: ругают здесь, а там . да, мочи нет. мильон терзаний груди от дружеских тисков ногам от шарканья, ушам от восклицаний, а пуще голове от всяких слов. о! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык? чьё это сочиненье! поверили глупцы, другим , старухи вмиг тревогу бьют- и вот общественное мненье! молчалины блаженствуют на свете! муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей - высокий идеал московских всех мужей. так! отрезвился я сполна, мечтанья с глаз долой - и спала пелена карету мне, карету!
Возьми что-нибудь отсюда лиза – крестьянка, она живет в хижине «со старушкою, матерью своею». лизин отец, «зажиточный поселянин» умер, поэтому «его жена и дочь обедняли» и «принуждены были отдать свою землю внаем, и за весьма небольшие деньги». мать ее не могла работать, и «лиза, которая осталась после отца пятнадцати лет, - одна лиза, не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в москве». мы еще не знакомы с героиней, но уже понимаем, что она трудолюбива, готова на жертвы ради своих близких. постепенно, шаг за шагом, карамзин открывает нам глубокую и удивительно чистую душу главной героини. у нее мягкое и чувствительное сердце: «часто нежная лиза не могла удержать собственных слез своих - ах! она помнила, что у нее был отец и что его не стало, но для успокоения матери старалась таить печаль сердца своего и казаться покойною и веселою». она застенчива и робка. при первой встрече с эрастом лиза постоянно заливается краской смущения: «она показала ему цветы - и закраснелась». главная героиня повести предельно честна. ее честность по отношению к другим людям проявляется в эпизоде с покупкой цветов: когда эраст предлагает лизе рубль вместо пяти копеек, она отвечает, что ей «не надобно лишнего». кроме того, героиня до смешного наивна: она запросто сообщает, где находится ее дом первому встречному понравившемуся ей человеку. при описании главной героини внимание привлекает ее речевая характеристика. именно по этому признаку можно сказать, что образ лизы как представительницы своего сословия не проработан достаточно четко. ее речь выдает в ней не крестьянку, живущую своим тяжелым трудом, а, скорее, воздушную барышню из высшего общества. «если бы тот, кто занимает теперь мысли мои рожден был простым крестьянином, пастухом, - и если бы он теперь мимо меня гнал стадо свое; ах! я поклонилась бы ему с улыбкою и сказала бы : «, любезный пастушок! куда гонишь ты стадо свое? » и здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей». но, несмотря на это, именно образ лизы стал первым в образом женщины из народа. в этой, прогрессивной для xviii века, попытке вывести на сцену не обычную для любовного романа героиню – молодую барышню, а именно крестьянку, заложен глубокий смысл. карамзин как бы разрушает границы между сословиями, указывая на то, что все люди равны перед богом и перед любовью, «ибо и крестьянки любить умеют»