Сказка «Царевна-лягушка» — это волшебная сказка. Она начинается с зачина: «В неком королевстве, в неком государстве...», заканчивается концовкой: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». В притче есть повторы: жил-был, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками (осыпали), находила, искала. Неизменные эпитеты: тугие луки, буйну голову (повесил), птицы летучие, животные рыскучие, красноватая девушка, солнце ясное, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, высочайшие горы, дремучие леса, черные леса, зеленоватые луга, топкие болота, незапятнанное поле, острая стрела, голубое море, хороший молодец, красноватое солнце.
У Ужа и Сокола разная жизненная позиции. Каждый из них живет в своем мире и придерживается своих взглядов. "Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо" - это мир Сокола. А у Ужа другое место обитания: "Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло гнилью". Бездонное, чистое небо Сокола противопоставляется застхлому ущелью Ужа. И вот Сокол, тяжело раненный, попадает в ущелье к Ужу. Этой птице, свободной, гордой, тяжело здесь, и Сокол "бился грудью в бессильном гневе". Да, это не его мир. Ему хочется еще хоть бы раз подняться в небо, насладиться свободным полетом: "О, если б в небо хоть подняться...". Уж его не понимает, ему ведь и здесь хорошо, тепло и сыро. А Сокол подойдет к обрыву, надеясь взлететь, и погибнет гордо, как и жил. А Уж попытается оторваться от земли, не сможет и никогда не поймет Сокола, ради чего тот погиб. "Рожденный ползать летать не может".
Да, это не его мир. Ему хочется еще хоть бы раз подняться в небо, насладиться свободным полетом: "О, если б в небо хоть подняться...". Уж его не понимает, ему ведь и здесь хорошо, тепло и сыро. А Сокол подойдет к обрыву, надеясь взлететь, и погибнет гордо, как и жил. А Уж попытается оторваться от земли, не сможет и никогда не поймет Сокола, ради чего тот погиб. "Рожденный ползать летать не может".