Правда, Калашников в отличие от богатырей не выступает в качестве защитника родной земли, однако и он умеет "постоять за правду". Сознание собственного достоинства, жажда справедливости, мужество, честность, прямота - таковы основные черты Калашникова. Кирибеевичу, поступками которого руководит эгоистическое чувство, Калашников противопоставлен как человек, действующий во имя долга и чести.Поэтому в сцене поединка, еще не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили "удалого" Кирибеевича побледнеть и замолчать ("На раскрытых устах слово замерло..."). Заключающая поэму картина "безымянной могилки", вызывающей чувство сострадания у "людей добрых", а гусляров вдохновляющей на песню, придает подвигу Калашникова, погибшего "за святую правду-матушку", народное значение.Драматическая идея "Песни про царя Ивана Васильевича... " нашла выражение в подлинно народной форме произведения. Лермонтов опирается здесь на жанр народной исторической песни.Но в использовании мотивов и оборотов устной народной поэзии Лермонтов чужд подражательности, прямого заимствования. Поэт творчески воссоздает стиль русской народной поэзии. Поэма дала право Белинскому высказать мысль "о кровном родстве духа поэта с народным духом". Но "Песня про царя Ивана Васильевича... " является не только поэмой в народном стиле. Это поэма историческая, и ей принадлежит место среди произведений художественно-исторических жанров русской литературы. Реалистический историзм "Песни про царя Ивана Васильевича..." заключается в том, что Лермонтов, воссоздав исторический колорит эпохи, показал характеры в их социальной обусловленности. В жестоком бою справедливость восторжествовала: обидчик пал от удара Калашникова ему в висок. Но царь Иван Васильевич потребовал ответа от удалого купца: «Отвечай мне по правде, по совести...
Природа в мцыри родственна герою, и это очевидно. Схватка с рысью, гроза и многое другое заставило б любого человека остановиться, повернуться на 180 градусов и пойти обратно в монастырь. Но Мцыри не сдаётся, так как он чувствует сязь между этой природой и собой, как будто это для него заслуженное испытание. Которое он и в награду получил счастье встретить девушку небывалой красоты. Но он вернулся в монастырь, так как этот шаг на пути к свободе он сделал слишком поздно. Он не успел. Уже поздно что-либо менять. И он не сможет насладиться свободной жизнью.
В жестоком бою справедливость восторжествовала: обидчик пал от удара Калашникова ему в висок. Но царь Иван Васильевич потребовал ответа от удалого купца: «Отвечай мне по правде, по совести...
Схватка с рысью, гроза и многое другое заставило б любого человека остановиться, повернуться на 180 градусов и пойти обратно в монастырь. Но Мцыри не сдаётся, так как он чувствует сязь между этой природой и собой, как будто это для него заслуженное испытание. Которое он и в награду получил счастье встретить девушку небывалой красоты. Но он вернулся в монастырь, так как этот шаг на пути к свободе он сделал слишком поздно. Он не успел. Уже поздно что-либо менять. И он не сможет насладиться свободной жизнью.