Щедрин назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об “умертвии”, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. “История умертвий” свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это “выморочный”, то есть обреченный на вымирание род. Щедрин называет “три характеристические черты”: “праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы”. Глава “Семейный труд” завязка всего романа — здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия.
В сказке-были торжествует доброе , человеческое начало: силы вражды, ненависти и эгоизма терпят поражение. Автор прославляет гуманные отношения между людьми. С любовью односельчане заботятся о детях-сиротах Митраше и Насте. Любовью к людям и желанием искупить вину (забыло в лесу о брате в порыве обуявшей её жадности) объясняется и благородный поступок насти, когда она отдаёт всю собранную ею клюкву в детский дом. Эта правда жизни, передаваемая из поколения в поколение, по сути дела и Митраше, когда в тонущем в болоте мальчике собака Травка узнала своего прежнего хозяина Антипыча, который любил её.
Щедрин назвал роман “Господа Головлевы” “эпизодами из жизни одной семьи”. Каждая глава представляет собой законченный рассказ о каком-нибудь семейном событии. И в печати они появлялись постепенно, как самостоятельные очерки. Замысел единого романа возник не сразу. Тем не менее это целостное произведение, в основе которого повествование о крушении семьи и гибели всех ее членов. В каждой главе рассказывается о смерти кого-либо из представителей головлевского рода, об “умертвии”, так как, по сути дела, на наших глазах совершаются убийства. “История умертвий” свидетельствует о том, что и семьи-то никакой нет, что семейные связи лишь видимость, лишь форма, что все члены головлевского рода ненавидят друг друга и ждут смерти близких, чтобы стать их наследниками. Это “выморочный”, то есть обреченный на вымирание род.
Щедрин называет “три характеристические черты”: “праздность, непригодность к какому бы то ни было делу и запой. Первые две приводили за собой пустословие, тугомыслие и пустоутробие, последний являлся как бы обязательным заключением общей жизненной неурядицы”.
Глава “Семейный труд” завязка всего романа — здесь еще заметна жизнь, живые страсти и стремления, энергия.
В сказке-были торжествует доброе , человеческое начало: силы вражды, ненависти и эгоизма терпят поражение. Автор прославляет гуманные отношения между людьми. С любовью односельчане заботятся о детях-сиротах Митраше и Насте. Любовью к людям и желанием искупить вину (забыло в лесу о брате в порыве обуявшей её жадности) объясняется и благородный поступок насти, когда она отдаёт всю собранную ею клюкву в детский дом. Эта правда жизни, передаваемая из поколения в поколение, по сути дела и Митраше, когда в тонущем в болоте мальчике собака Травка узнала своего прежнего хозяина Антипыча, который любил её.