После чудесного исцеления Илья Муромец, как и положено богатырям и героям, совершает многочисленные подвиги. Самый известный его подвиг — победа над Соловьем-разбойником.Исследователи считают, что Соловей-разбойник — не сказочное чудище, а тоже реальная историческая личность, разбойник, промышлявший в лесах по дороге к Киеву. А Соловьем этого разбойника прозвали за то, что он извещал о своем нападении свистом (или, возможно, давал свистом сигнал своей банде к нападению).В дальнейшем Илья Муромецсовершил множество других подвигов, участвовал в сражениях, защищая от врагов землю русскую. Современники отмечали его невероятную, нечеловеческую силу, поэтому в памяти людей он остался, наверное, самым великим русским богатырем. Достаточно вспомнить картину «Три богатыря», на который Илья Муромец изображен в центре — как самый сильный и могучий.В былинах и легендах три богатыря — Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич — часто вместе совершают подвиги. Но на самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.Вопреки легендам, ИльяМуромец никогда не служил князю Владимиру Великому. Они просто не могли встретиться, потому что жили в разные века. Илья служил князю Святославу, защищая Русь от половцев.Но если это действительно так, и Илья Муромец — историческая личность, то почему о нем нет ни слова в летописях? Во-первых, от тех времен сохранилось не так много письменных источников, что вполне естественно, если вспомнить, какую бурную историю пережила Русь. Орды завоевателей не раз сжигали и полностью разрушали города. В одном из пожаров однажды сгорели и книги Печерской Лавры.А во-вторых, существуют упоминания в зарубежных источниках. Например, в германских эпических поэмах, записанных в ХIII веке, но основанных на более ранних сказаниях, упоминается великий богатырь Илья Русский.Легенда говорит о том, что в одном в жестоком сражении Илья чуть не погиб, но чудом остался жив и дал обет удалиться в монастырь, посвятить себя Богу и больше никогда не брать в руки меч. Илья пришел к стенам Лавры, снял с себя все воинские доспехи, но не смог бросить меч и взял его с собой. Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах.Но однажды враги подступили к стенам монастыря, и Илья своими глазами увидел гибель настоятеля Лавры, сраженного смертельным ударом. И тогда Илья, несмотря на обет, снова взял в руки меч. Но почувствовал, что ноги снова отказываются ему служить. Он еще успел заслониться рукой от смертельного удара копьем, но силы уже покидали его…Так ли это было на самом деле? Вряд ли мы когда-нибудь это узнаем. Но несомненно одно: ученые установили, что Илья действительно погиб в результате удара копьем в грудь и что он, видимо, пытался остановить копье на лету, и это немного ослабило удар. Но полученная рана так и не зажила и в конце концов стала причиной гибели Муромца.
ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И БАБА ГОРЫНИНКА (ЛАТЫГОРКА) Баба Горынинка (Латыгорка) принадлежит к разряду женщин-богатырей, силы которых отличаются стихийными размерами. Имя сближает ее с Святогором и означает, повидимому, жительницу горной страны, повидимому, той же, где жил Святогор, т. е. прикавказской. В некоторых былинах она называется королевой Задонской, (т. е. страны, находящейся за Доном), что опять указывает на прикавказскую страну. Столкновение бабы Горынинки с Алешей Поповичем кончается тем, что баба схватывает Алешу за шиворот, сбрасывает его с коня и приказывает послать к ней на бой самого Илью Муромца, слава которого от востока до запада. Борьба между Ильей и бабой идет упорная. Оба утаптываются в землю по колена. Илья, наконец, одолевает бабу и затем сближается с нею. По трех суток после победы Илья расстается с бабой, оставив ей перстень для своего будущего сына или дочери. Сближение Ильи с поленицей бабой Горынинкой напоминает сближение Ильи с женой Святогора. Весьма возможно, что былина об Илье и бабе Горынинке есть не более, как вариант былины об Илье и жене Святогора. БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА С СЫНОМ Юный сын Ильи носит различные имена: Бориско, Збут, Сокольник, Соловник, Подсокольник; величается он иногда нахвальщиком (нахалом), татарином, а в некоторых былинах - Жидовином, из Жидовской земли (Жидовин - хазар, Жидовская земля - хазарская - прикавказская родина бабы Горынинки и ее сына). В былинах о Жидовине забыто, что Жидовин - сын Ильи. (...) Название богатыря Жидовином могло, помимо воспоминаний о Хазарском царстве, проникнуть в былины из духовных стихов: в духовном стихе о Феодоре Тироне Константина Самойловича осаждает в Иерусалиме царь Июдейский, сила жидовская; в былине о хождении русских богатырей в Царь-град фигурирует Идолище Жидовское. С течением времени слова жидовский, жидовин должны были получить смысль врага вообще, как слово татарин, басурманин, которые также применяются к сыну Ильи.
Баба Горынинка (Латыгорка) принадлежит к разряду женщин-богатырей, силы которых отличаются стихийными размерами. Имя сближает ее с Святогором и означает, повидимому, жительницу горной страны, повидимому, той же, где жил Святогор, т. е. прикавказской. В некоторых былинах она называется королевой Задонской, (т. е. страны, находящейся за Доном), что опять указывает на прикавказскую страну. Столкновение бабы Горынинки с Алешей Поповичем кончается тем, что баба схватывает Алешу за шиворот, сбрасывает его с коня и приказывает послать к ней на бой самого Илью Муромца, слава которого от востока до запада. Борьба между Ильей и бабой идет упорная. Оба утаптываются в землю по колена. Илья, наконец, одолевает бабу и затем сближается с нею. По трех суток после победы Илья расстается с бабой, оставив ей перстень для своего будущего сына или дочери.
Сближение Ильи с поленицей бабой Горынинкой напоминает сближение Ильи с женой Святогора. Весьма возможно, что былина об Илье и бабе Горынинке есть не более, как вариант былины об Илье и жене Святогора.
БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА С СЫНОМ
Юный сын Ильи носит различные имена: Бориско, Збут, Сокольник, Соловник, Подсокольник; величается он иногда нахвальщиком (нахалом), татарином, а в некоторых былинах - Жидовином, из Жидовской земли (Жидовин - хазар, Жидовская земля - хазарская - прикавказская родина бабы Горынинки и ее сына). В былинах о Жидовине забыто, что Жидовин - сын Ильи. (...)
Название богатыря Жидовином могло, помимо воспоминаний о Хазарском царстве, проникнуть в былины из духовных стихов: в духовном стихе о Феодоре Тироне Константина Самойловича осаждает в Иерусалиме царь Июдейский, сила жидовская; в былине о хождении русских богатырей в Царь-град фигурирует Идолище Жидовское. С течением времени слова жидовский, жидовин должны были получить смысль врага вообще, как слово татарин, басурманин, которые также применяются к сыну Ильи.