С. А. Есенин Я ПОКИНУЛ РОДИМЫЙ ДОМ…
1. Каким чувством пронизано стихотворение?
2. Какой предстаёт Родина поэта в этом стихотворении?
3. Выписать из стихотворения:
А) эпитеты;
Б) олицетворения;
В) метафоры;
Г) сравнение.
4. С чем ассоциирует себя поэт? Почему?
5. Сколько ему было лет на момент написания стихотворения?
.
.
.
.
Стих
Я покинул родимый дом
голубую оставил Русь
звезды березняк над прудом
теплит матери старой грусть
золотою лягушкой Луна
распласталась на тихой воде
словно яблонный цвет Седина
у отца пролилась в бороде
я не скоро не скоро вернусь
долго петь и звенеть пурге
стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге
и я знаю есть радость в нем
тем кто листьев целует дождь
от того что тот Старый клен
головой на меня похож
Некоторыми эпиграфами Пушкин стремился подчеркнуть эпоху, о которой идет повествование. Для наиболее верного художественного воссоздания изображаемой эпохи Пушкин наряду с историческими документами использует те произведения художественной литературы XVIII века, в которых в большей или меньшей степени отразилась жизнь того времени. Специфически-литературная атмосфера XVIII века сообщается Пушкиным повести посредством эпиграфов к отдельным главам, взятых из комедий Княжнина, Фонвизина, Хераскова.
Есть эпиграфы, которые носят явно сатирический характер.
Большинство эпиграфов раскрытию характеров героев повести. В мягких юмористических тонах показаны образы капитана Миронова и его жены Василисы Егоровны. К главе, в которой они впервые предстают перед читателем, дан эпиграф из «Недоросля»: «Старинные люди, мой батюшка».
При эпиграфов очень тонко оттеняется характер Маши Мироновой. К главам, в которых тема Маши развертывается с наибольшей силой, даны эпиграфы, взятые из народных песен, пословиц, любовной лирики поэтов XVIII века.
Очень своеобразны эпиграфы, данные к главам о Пугачеве.
Безусловно, особое внимание стоит уделить эпиграфу, данному ко всей повести: «Береги честь с молоду». Этот эпиграф становится камертоном, на который настраивается все повествование. В нем заключены основная идея и смысл всей повести, та главная мысль, которую хотел донести до читателей Пушкин. Каждый герой повести проходит через испытания, которые и показывают, насколько они дорожат своей честью, через что могут переступить в жизни, а через что нет.
Стоит также отметить, что каждый эпиграф как бы предваряет то действие, о котором будет рассказываться в главе. Все они настраивают читателя на события или героя, описываемые в главе, задают определенную тональность последующему повествованию.
Таким образом, каждый эпиграф к повести «Капитанская дочка» несет на себе смысловую нагрузку, благодаря которой можно не только почувствовать время, о котором идет повествование, но также разобраться в характерах героев и лучше понять замысел Пушкина.