урал батыр» - фольклорное произведение башкирского народа, которое несет в себе дух этого этноса, является незабвенным символом культуры и обычаев этого древнего народа. как и другие эпосы, «урал батыр» повествует современному читателю о том, как жили отдельные народы, во что они верили, каким силам поклонялись, с кем воевали и дружили.
значение эпоса
«урал батыр» - это настоящий кладезь информации о давно забытом прошлом и передает ее все новым и новым поколениям башкирского народа. на протяжении долгих лет эпос существовал в исключительно устной форме. только в 1910 году, известный фольклорист м. бурангулов смог кодифицировать все стихи и сказания в единое произведение.
эпос состоит из трех частей, которые включают в себя 4576 поэтических строк. «урал батыр» относиться к древнейшему жанру народной поэзии башкирии кубаир (разновидность героических сказаний).
герои этого эпоса часто встречаются и в других народных башкирских сказаниях «алпамыша», «конгур-буга», «заятуляк и хыухылу». позже были созданы произведение, которые стали продолжением легендарного эпоса: «бабсак и кусэк», «акбузат».
сюжет эпоса «урал батыр»
сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы урал батыра за благополучие других людей. противники главного героя это захватчики с других земель, которым злые потусторонние силы. персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
в сюжет введены и мифические существа - небесный царь самрау и духи природы. каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика янбирде. первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене янбике.
по злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. на склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей урала и шульгена.
старик янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы улем, которая уничтожает все живое на земле. в момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни яншишмы. , впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить улем.
однако, во время их путешествия, шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, урал батыру, осуществить свою миссию. на шульгену приходят злые мифические существа, которые на урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, урал батыр создал горы (уральские горы). в конце второй части урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. дети урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.
тарас шевченко завжди з особливою любов’ю ставився до своєї неньки-україни. саме це особливе ставлення до батьківщини відбилось на творчості видатного письменника. великий кобзар цікавиться не лише майбутнім україни, а й минулим. він знає, що минуле у його батьківщини було величне. а якщо створити поезії про минулі успіхи українців, то це , на думку письменника, збудити патріотичні почуття і у його співвітчизників. в творах «іван підкова», «», «гамалія» автор оспівує силу духу нашого народу, його мужність та здатність до боротьби. цими творами автор проголошує думку про те, що не варто забувати своє героїчне минуле.
як боліло серце письменника за долю україни, за її майбутнє, про що говорять рядки «україно, україно! серце моє, ненько! як твою долю, заплаче серденько! ». свої патріотичні ідеї шевченко відтворював у творах «і мертвим, а живим», «сон», «тарасова ніч» та багатьох інших. трепетні почуття мав кобзар до батьківщини. чого варті лише його слова: «нема на світі україни, немає другого дніпра! ». тарас шевченко – справжній патріот, який захоплюється своєю країною, співчуває їй, виборює для неї право на ліпше життя, поневіряється разом з нею.
урал батыр» - фольклорное произведение башкирского народа, которое несет в себе дух этого этноса, является незабвенным символом культуры и обычаев этого древнего народа. как и другие эпосы, «урал батыр» повествует современному читателю о том, как жили отдельные народы, во что они верили, каким силам поклонялись, с кем воевали и дружили.
значение эпоса
«урал батыр» - это настоящий кладезь информации о давно забытом прошлом и передает ее все новым и новым поколениям башкирского народа. на протяжении долгих лет эпос существовал в исключительно устной форме. только в 1910 году, известный фольклорист м. бурангулов смог кодифицировать все стихи и сказания в единое произведение.
эпос состоит из трех частей, которые включают в себя 4576 поэтических строк. «урал батыр» относиться к древнейшему жанру народной поэзии башкирии кубаир (разновидность героических сказаний).
герои этого эпоса часто встречаются и в других народных башкирских сказаниях «алпамыша», «конгур-буга», «заятуляк и хыухылу». позже были созданы произведение, которые стали продолжением легендарного эпоса: «бабсак и кусэк», «акбузат».
сюжет эпоса «урал батыр»
сюжетной основой данного эпоса является описание героической борьбы урал батыра за благополучие других людей. противники главного героя это захватчики с других земель, которым злые потусторонние силы. персонажи сказания это простые жители земли, которые отстаивают свое право на счастье.
в сюжет введены и мифические существа - небесный царь самрау и духи природы. каждая часть эпоса описывает жизнь одного из трех героев, которые являются детьми и внуками старика янбирде. первая часть эпоса повествует о самом старике и его жене янбике.
по злой воле судьбы, они вынуждены жить на безлюдных территориях. пожилая семейная пара занимается охотой на диких зверей, так как это единственный выход раздобыть себе пищу. на склоне лет женщины, небесный царь дарит ей двух сыновей урала и шульгена.
старик янбирде рассказал своим детям о существовании злой силы улем, которая уничтожает все живое на земле. в момент разговора к людям подплыл лебедь, который сказал, что есть на планете бессмертный родник жизни яншишмы. , впечатленные рассказами отца и лебедя, решают найти животворящий родник, и тем самым, уничтожить улем.
однако, во время их путешествия, шульген переходит на сторону зла и всячески препятствует своему родному брату, урал батыру, осуществить свою миссию. на шульгену приходят злые мифические существа, которые на урал батыра, однако мужественному юноше удается победить их.
согласно башкирским преданиям, из тел убитых врагов, урал батыр создал горы (уральские горы). в конце второй части урал батыр умирает, но оставляет после себя достойных наследников своих детей, которые подобно отцу становятся такими, же мужественными и отважными.
третья часть эпоса это легенда о заселении башкирского народа уральской земли. дети урал батыря смогли продолжить дело отца и отыскали источник благоденствия, что позволило им счастливо жить на благодатных землях у подножья гор, воздвигнутых их родителем.
тарас шевченко завжди з особливою любов’ю ставився до своєї неньки-україни. саме це особливе ставлення до батьківщини відбилось на творчості видатного письменника. великий кобзар цікавиться не лише майбутнім україни, а й минулим. він знає, що минуле у його батьківщини було величне. а якщо створити поезії про минулі успіхи українців, то це , на думку письменника, збудити патріотичні почуття і у його співвітчизників. в творах «іван підкова», «», «гамалія» автор оспівує силу духу нашого народу, його мужність та здатність до боротьби. цими творами автор проголошує думку про те, що не варто забувати своє героїчне минуле.
як боліло серце письменника за долю україни, за її майбутнє, про що говорять рядки «україно, україно! серце моє, ненько! як твою долю, заплаче серденько! ». свої патріотичні ідеї шевченко відтворював у творах «і мертвим, а живим», «сон», «тарасова ніч» та багатьох інших. трепетні почуття мав кобзар до батьківщини. чого варті лише його слова: «нема на світі україни, немає другого дніпра! ». тарас шевченко – справжній патріот, який захоплюється своєю країною, співчуває їй, виборює для неї право на ліпше життя, поневіряється разом з нею.