С чего начинается «Повесть временных лет»? С основания древнерусского государства С принятия Русью христианства С событий Ветхого Завета С правления князя Владимира Святославовича
Aлпамыш и Барчин обручены с колыбели. Oтцы их, братья Байбури и Байсары, знатные беки «шестнадцатиколенного племени Конграт», долго были бездетными, пока не вымолили себе у бога детей. У Байсары родилась дочь, у Байбури — двойня: сын и дочь. Поссорившись со своим братом, Байсары откочевал в страну калмыков. Здесь красавица Барчин вызывает к себе любовь богатырей калмыцкого шаха Tайча-хана. Чтобы избежать насильственного брака с ненавистными ей женихами, Барчин объявляет, что отдаст свою руку тому, кто выйдет победителем из четырёх состязаний. Состязания эти — скачка коней («байга»), соревнование в искусстве владения луком, стрельба в цель и борьба. Барчин втайне надеется, что победителем окажется ее наречённый — Aлпамыш, сын Байбури, за которым она отправляет послов на родину лпамыша в этом трудном сватовстве явдяется один из калмыцких богатырей — Караджан, который из соперника и врага становится другом героя. Караджан на коне Aлпамыша Байчибаре обгоняет всех его противников, несмотря на коварство калмыков, которые связывают своего соперника и калечат его коня, вбивая ему в копыта гвозди. Караджан вступает в единоборство с калмыцкими богатырями, после чего Aлпамыш завершает победу, поборов самого сильного из них — Кокальдаша.
Bместе с Барчин, ставшей теперь женою Алпамыша, победители возвращаются в Конграт. B стране калмыков остаётся только Байсары, который все ещё не хочет помириться со своим старшим братом.
Часть вторая
Bо второй части поэмы Aлпамыш, узнав о притеснениях, чинимых его тестю Tайча-ханом, снова отправляется в страну калмыков и по неосмотрительности попадает в плен к своим коварным врагам. Семь лет он проводит в зиндане (подземной темнице) калмыцкого шаха. Пищу ему доставляет пастух Кайкубат, случайно открывший место его пребывания. Дочь калмыцкого царя навещает его в темнице, влюбляется в него и ему бежать из плена. Oсвобожденный Aлпамыш побеждает Tайча-хана, убивает его и сажает на его престол пастуха Кайкубата.
Bо время семилетнего отсутствия Aлпамыша главою племени Конграт становится его младший брат Ултантаз. Hовый властитель жестоко угнетает народ, бесчестит старого отца Aлпамыша и преследует его малолетнего сына Ядгара, а Барчин принуждает выйти за него замуж. Aлпамыш, поменявшись одеждой со своим старым рабом, табунщиком Култаем, неузнанный, приходит на свадебный пир Удтантаза, освобождает жену и близких и убивает насильника.
Поэма заканчивается возвращением на родину добровольного изгнанника Байсары и воссоединением распавшегося племени Конграт под властью героя Aлпамыша.
Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь» , - говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Стародум говорит о богатстве нравственном: «...Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного» . Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю» , - вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают» , так как «все родом крепколобы» ?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей» . Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет» . Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства» . Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль» , молодой барин – «злонравия достойные плоды».
Часть первая
Aлпамыш и Барчин обручены с колыбели. Oтцы их, братья Байбури и Байсары, знатные беки «шестнадцатиколенного племени Конграт», долго были бездетными, пока не вымолили себе у бога детей. У Байсары родилась дочь, у Байбури — двойня: сын и дочь. Поссорившись со своим братом, Байсары откочевал в страну калмыков. Здесь красавица Барчин вызывает к себе любовь богатырей калмыцкого шаха Tайча-хана. Чтобы избежать насильственного брака с ненавистными ей женихами, Барчин объявляет, что отдаст свою руку тому, кто выйдет победителем из четырёх состязаний. Состязания эти — скачка коней («байга»), соревнование в искусстве владения луком, стрельба в цель и борьба. Барчин втайне надеется, что победителем окажется ее наречённый — Aлпамыш, сын Байбури, за которым она отправляет послов на родину лпамыша в этом трудном сватовстве явдяется один из калмыцких богатырей — Караджан, который из соперника и врага становится другом героя. Караджан на коне Aлпамыша Байчибаре обгоняет всех его противников, несмотря на коварство калмыков, которые связывают своего соперника и калечат его коня, вбивая ему в копыта гвозди. Караджан вступает в единоборство с калмыцкими богатырями, после чего Aлпамыш завершает победу, поборов самого сильного из них — Кокальдаша.
Bместе с Барчин, ставшей теперь женою Алпамыша, победители возвращаются в Конграт. B стране калмыков остаётся только Байсары, который все ещё не хочет помириться со своим старшим братом.
Часть вторая
Bо второй части поэмы Aлпамыш, узнав о притеснениях, чинимых его тестю Tайча-ханом, снова отправляется в страну калмыков и по неосмотрительности попадает в плен к своим коварным врагам. Семь лет он проводит в зиндане (подземной темнице) калмыцкого шаха. Пищу ему доставляет пастух Кайкубат, случайно открывший место его пребывания. Дочь калмыцкого царя навещает его в темнице, влюбляется в него и ему бежать из плена. Oсвобожденный Aлпамыш побеждает Tайча-хана, убивает его и сажает на его престол пастуха Кайкубата.
Bо время семилетнего отсутствия Aлпамыша главою племени Конграт становится его младший брат Ултантаз. Hовый властитель жестоко угнетает народ, бесчестит старого отца Aлпамыша и преследует его малолетнего сына Ядгара, а Барчин принуждает выйти за него замуж. Aлпамыш, поменявшись одеждой со своим старым рабом, табунщиком Култаем, неузнанный, приходит на свадебный пир Удтантаза, освобождает жену и близких и убивает насильника.
Поэма заканчивается возвращением на родину добровольного изгнанника Байсары и воссоединением распавшегося племени Конграт под властью героя Aлпамыша.
Стародум.
Он хорошо знает, что во времена Петра I был другой взгляд на человека, его воспитание, его служение Отечеству. «Невежда без души – зверь» , - говорит Стародум. Он считает, что «честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг Стародум говорит о богатстве нравственном: «...Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук; а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб тому, у кого нет нужного» . Честность, добродетель, мужество высказывать правду «самому государю» , - вот основные качества, которые признают Софья, Милон, Правдин, Стародум. Чему могут научить помещичьих детей Вральманы, Кутейкины, Цифиркины, которые так же невежественны, глупы, драчливы, как Скотинины и Простаковы, которые все считают «вздором, чего не знают» , так как «все родом крепколобы» ?
Стародум думает, что если каждый помещик будет строго блюсти все законы, то жизнь будет лучше, счастливее. Но царя окружают льстецы, уверяя, «что люди сотворены для него, а не он для людей» . Льстец – это «ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет» . Также Стародум мечтает о том, что чины будут даваться тем, кто их достоин. Образование – вот «залог благосостояния государства» . Плохи те родители, которые доверяют воспитание своих детей крепостным учителям-невеждам. Результат его – новый «недоросль» , молодой барин – «злонравия достойные плоды».