СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (1314-25.09.1392), святой преподобный, преобразователь монашества на Руси, величайший русский подвижник. Во святом крещении получил имя Варфоломея.
Св. Сергий умел действовать “тихими и кроткими словами” на самые жестокие и загрубелые сердца и таким часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Св. Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 пригласил его скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Св. Сергий скончался 25 сентября 1392. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В “Патерике” Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим “игуменом всея Руси”.
Память прп. Сергию отмечается 25 сентября/8 октября, 6/ 19 июля, 5/18 июля.
АВВАКУМ (1620/21–1682), русский писатель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви.
За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона в 1653 был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663 по вызову царя явился в Москву, но с официальной церковью не примирился, приобретя гневными выступлениями против реформ многочисленных приверженцев (боярыня Ф. М. Морозова и др.) . В 1664 сослан в Мезень. В 1666 на церковном соборе лишен сана и предан анафеме, в 1667 сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме, откуда еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру» , Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников
В один осенний день в древнем городе Лондоне в бедной семье Кенти родился мальчик, который был ей совсем не нужен. В тот же день в богатой семье Тюдоров родился другой английский ребенок, который был нужен не только ей, но и всей Англии. Англия так давно мечтала о нем, ждала его и молила бога о нем, что, когда он и в самом деле появился на свет, англичане чуть с ума не сошли от радости. Люди, едва знакомые между собою, встречаясь в тот день, обнимались, целовались и плакали. Никто не работал, все праздновали — бедные и богатые, простолюдины и знатные, — пировали, плясали, пели, угощались вином, и такая гульба продолжалась несколько дней и ночей. Днем Лондон представлял собою очень красивое зрелище: на каждом балконе, на каждой крыше развевались яркие флаги, по улицам шествовали пышные процессии. Ночью тоже было на что посмотреть: на всех перекрестках пылали большие костры, а вокруг костров веселились целые полчища гуляк. Во всей Англии только и разговоров было, что о новорожденном Эдуарде Тюдоре, принце Уэльском наследник английского престола носит титул принца Уэльского, а тот лежал завернутый в шелка и атласы, не подозревая обо всей этой кутерьме и не зная, что с ним нянчатся знатные лорды и леди, — ему это было безразлично. Но нигде не слышно было толков о другом ребенке, Томе Кенти, запеленатом в жалкие тряпки. Говорили о нем только в той нищенской, убогой семье, которой его появление на свет сулило так много хлопот.
Св. Сергий умел действовать “тихими и кроткими словами” на самые жестокие и загрубелые сердца и таким часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Дмитрия Донского. Св. Сергий благословил Дмитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Дмитрий перед битвой советовался со св. Сергием и без его одобрений не нападал на врага. После битвы князь стал с еще большим благоговением относиться к св. Сергию и в 1389 пригласил его скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. Св. Сергий скончался 25 сентября 1392. Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 он был причислен к лику святых. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси. Влияние его с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились благостными воспитателями окружавшего их общества. В “Патерике” Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим “игуменом всея Руси”.
Память прп. Сергию отмечается 25 сентября/8 октября, 6/ 19 июля, 5/18 июля.
АВВАКУМ (1620/21–1682), русский писатель, протопоп, глава старообрядчества и идеолог раскола в православной церкви.
За открытое сопротивление церковным нововведениям патриарха Никона в 1653 был сослан с семьей в Тобольск, затем в Даурию, на границе Монголии. В 1663 по вызову царя явился в Москву, но с официальной церковью не примирился, приобретя гневными выступлениями против реформ многочисленных приверженцев (боярыня Ф. М. Морозова и др.) . В 1664 сослан в Мезень. В 1666 на церковном соборе лишен сана и предан анафеме, в 1667 сослан в Пустозерский острог и заточен в земляной тюрьме, откуда еще в течение 15 лет продолжал борьбу, обмениваясь посланиями со своими последователями. Отстаивая «старую веру» , Аввакум обличал пороки официальной церкви, придав оппозиционный характер массовому движению раскольников