Основным признаком романтического метода в литературе является изображение необычного человека, стремящегося к свободе. Чаще всего это гордые люди, не желающие мириться с законами своего общества. Именно таких героев встречаем мы в раннем творчестве А.М.Горького. Особенно ярко это просматривается в рассказе «Старуха Изергиль», в котором идея свободы является главной.
Композиционно рассказ можно разделить на три части. Это две легенды, которые рассказывает автору старая женщина, и история жизни самой Изергиль. Герой первой легенды - Ларра, гордый сын орла и женщины. Мать привела его к людям, но он не захотел жить по человеческим законам. Он ставил себя выше всех и хотел свободы только для себя. Холодный, жестокий и эгоистичный, Ларра презирал людей, и люди отвергли его, изгнали из своего племени и наказали бессмертием. В этом сюжете мы видим характерное для романтизма двоемирие: с одной стороны общество людей, связанных заветами и традициями, с другой – мир абсолютной свободы, к которому так стремится Ларра и который в конце концов становится невыносимым для него.
Во второй легенде мы видим еще один признак романтизма – экзотический пейзаж. Враждебный мир представлен в виде дремучего леса, наполненного диким зверем и смрадными болотами, бурями и страхом. Горький показывает природу как живое существо, которое сознательно преследует людей. Герой этой легенды, Данко, тоже борется за свободу. Но это свобода не для себя, а для своего племени. Исключительность характера героя проявляется в том, что он готов отдать свою жизнь ради других. Данко бескорыстен, он ведет народ за собой, освещая путь пламенем своего сердца, и гибнет.
Обязательным признаком романтического произведения является трагическая судьба главного героя. В легендах о Ларре и Данко это выражено очень ярко, а вот старуха Изергиль, казалось бы, все время жила, как ей хотелось. Но это только на первый взгляд. Каков итог ее жизни? Мы видим, что она одинока. Нет рядом близкого человека, нет детей и внуков, и неслучайно рассказчик сравнивает ее с тенью. Какой след оставила она на земле? Ее удел – греться у чужого огня.
Подводя итог, можно сказать , что рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» написан в лучших традициях русского романтизма.
БУРАТИНО — герой повести А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936). В переводе с итальянского «буратино» значит «деревянная кукла». Прототипом этого персонажа стал деревянный человечек по имени Пиноккио — плод фантазии итальянского писателя Карло Коллоди (1880). И действительно герои двух произведений во многом похожи: еще до появления на свет, то есть будучи просто-напросто поленом, они начинают вносить сумятицу в жизнь окружающих, проявляя свой нетерпеливый, любопытный, непоседливый нрав.
Приключения обоих деревянных человечков — это путь познания реалий жизни и преодоления собственного эгоизма. Но если у Пиноккио путь этот долог и запуган, то у Б. становление характера происходит гораздо скорее. Да и изначально он мягче и человечнее, чем Пиноккио, хотя точно такой же озорной и непослушный.
Б. обманывает своего папу Карло и вместо школы отправляется на представление кукольного театра; позволяет Коту и Лисе одурачить себя, не послушав предупреждавшую его об опасности птицу Сплюшку; то и дело перечит его от гибели Мальвине. Перелом наступает после встречи с черепахой Тортиллой. Она открывает глаза на то, кто он есть на самом деле: «Ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями!» Лишившийся денег, с трудом избежавший стольких опасностей, герой вынужден согласиться с мнением Тортиллы. С этого момента в повести начинается взросление Б. Теперь он уже не тот взбалмошный мальчишка, каким был вначале. Свою отвагу и озорство Б. направляет в русло, полезное для него и его друзей (заставив, например, Карабаса Барабаса бегать за ним вокруг дерева, чтобы длиннющая борода преследователя накрутилась на ствол). Рискуя быть схваченным, Б. выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Наконец, Б. осознает, как важно иметь друзей и какое счастье их от верной смерти. Так шаг за шагом герой становится терпимее и добрее, оставаясь при этом таким же веселым и проворным.
Пиноккио в конце книги превращается в человека. Б. же остается деревянной куклой и поступает на службу в игрушечный театр, где царит радость и веселье, где все счастливы — и люди, и животные, и куклы. Карабасу Барабасу здесь нет места, а сам Б. ежедневно знакомит зрителя со своими приключениями, становясь все более и более знаменитым.
Основным признаком романтического метода в литературе является изображение необычного человека, стремящегося к свободе. Чаще всего это гордые люди, не желающие мириться с законами своего общества. Именно таких героев встречаем мы в раннем творчестве А.М.Горького. Особенно ярко это просматривается в рассказе «Старуха Изергиль», в котором идея свободы является главной.
Композиционно рассказ можно разделить на три части. Это две легенды, которые рассказывает автору старая женщина, и история жизни самой Изергиль. Герой первой легенды - Ларра, гордый сын орла и женщины. Мать привела его к людям, но он не захотел жить по человеческим законам. Он ставил себя выше всех и хотел свободы только для себя. Холодный, жестокий и эгоистичный, Ларра презирал людей, и люди отвергли его, изгнали из своего племени и наказали бессмертием. В этом сюжете мы видим характерное для романтизма двоемирие: с одной стороны общество людей, связанных заветами и традициями, с другой – мир абсолютной свободы, к которому так стремится Ларра и который в конце концов становится невыносимым для него.
Во второй легенде мы видим еще один признак романтизма – экзотический пейзаж. Враждебный мир представлен в виде дремучего леса, наполненного диким зверем и смрадными болотами, бурями и страхом. Горький показывает природу как живое существо, которое сознательно преследует людей. Герой этой легенды, Данко, тоже борется за свободу. Но это свобода не для себя, а для своего племени. Исключительность характера героя проявляется в том, что он готов отдать свою жизнь ради других. Данко бескорыстен, он ведет народ за собой, освещая путь пламенем своего сердца, и гибнет.
Обязательным признаком романтического произведения является трагическая судьба главного героя. В легендах о Ларре и Данко это выражено очень ярко, а вот старуха Изергиль, казалось бы, все время жила, как ей хотелось. Но это только на первый взгляд. Каков итог ее жизни? Мы видим, что она одинока. Нет рядом близкого человека, нет детей и внуков, и неслучайно рассказчик сравнивает ее с тенью. Какой след оставила она на земле? Ее удел – греться у чужого огня.
Подводя итог, можно сказать , что рассказ А.М. Горького «Старуха Изергиль» написан в лучших традициях русского романтизма.
Приключения обоих деревянных человечков — это путь познания реалий жизни и преодоления собственного эгоизма. Но если у Пиноккио путь этот долог и запуган, то у Б. становление характера происходит гораздо скорее. Да и изначально он мягче и человечнее, чем Пиноккио, хотя точно такой же озорной и непослушный.
Б. обманывает своего папу Карло и вместо школы отправляется на представление кукольного театра; позволяет Коту и Лисе одурачить себя, не послушав предупреждавшую его об опасности птицу Сплюшку; то и дело перечит его от гибели Мальвине. Перелом наступает после встречи с черепахой Тортиллой. Она открывает глаза на то, кто он есть на самом деле: «Ты безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями!» Лишившийся денег, с трудом избежавший стольких опасностей, герой вынужден согласиться с мнением Тортиллы. С этого момента в повести начинается взросление Б. Теперь он уже не тот взбалмошный мальчишка, каким был вначале. Свою отвагу и озорство Б. направляет в русло, полезное для него и его друзей (заставив, например, Карабаса Барабаса бегать за ним вокруг дерева, чтобы длиннющая борода преследователя накрутилась на ствол). Рискуя быть схваченным, Б. выведывает у Карабаса тайну Золотого Ключика: теперь он знает, что дверь, которую может открыть ключик, находится в каморке папы Карло. Наконец, Б. осознает, как важно иметь друзей и какое счастье их от верной смерти. Так шаг за шагом герой становится терпимее и добрее, оставаясь при этом таким же веселым и проворным.
Пиноккио в конце книги превращается в человека. Б. же остается деревянной куклой и поступает на службу в игрушечный театр, где царит радость и веселье, где все счастливы — и люди, и животные, и куклы. Карабасу Барабасу здесь нет места, а сам Б. ежедневно знакомит зрителя со своими приключениями, становясь все более и более знаменитым.