Куприн – человек чувственный и чувствующий, конечно, невероятно ценил музыку. Поэтому музыка занимает в произведениях писателя столь почетное место. При этом, «Тапер» – далеко не единственный текст русского автора, в котором в центре находится музыка. На самом деле, первое, что приходит на ум, – это, конечно, «Гранатовый браслет». И хотя здесь Куприн пишет о несчастной любви, фоном для драматической романтики служит бетховенская «Аппассионата». Писатель подходит к вопросу введения музыки в свои тексты очень специфически. Например, читатель не найдет в рассказах Куприна описаний музыки или произведений. Максимум – названия. Но главную роль здесь играют впечатления, которые мастерски передает автор. Искусство передается от писателя к читателя посредством воображения персонажей. У Куприна даже имеется специальная «звуковая лексика». Писателю удается – в прямом смысле – описать словами звучание музыки. С ассоциаций, метафор и аллюзий. Таким образом, автор словно воплощает в словах акустические эффекты, одновременно награждая музыкальные звуки чертами характера людей. Разумеется, Куприн вовсе не задается самоцелью изобразить музыку или звуки, однако эта разновидность искусства становится неотъемлемым компонентом передачи атмосферы произведений, а также настроения рассказов писателя. Важно не только изобразить музыку, звучащую вовне, но и вплести звуки в ритм внутреннего мира персонажей. К слову, характер и настроения героев произведений Куприна тоже часто описываются – прямо или намеками – в музыкальных терминах.
это фрагмент из
стихотворения И.С. Никитина "Русь"
Под большим шатром
Голубых небес —
Вижу — даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Посмотрю на юг —
Нивы зрелые,
Что камыш густой,
Тихо движутся;
Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;
Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;
И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...
Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?
У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей — стола,
Меча — недругу?
У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?
Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?
На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.
Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому.
И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?
Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра-земля
Колебалася,
И зловещий дым
От горевших сел
Высоко вставал
Черным облаком!
Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань —
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.
Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.
И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.
Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..
И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.
По седым морям
Из далеких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
Объяснение:
\поставь " " в профиле, если ответ .\
Куприн – человек чувственный и чувствующий, конечно, невероятно ценил музыку. Поэтому музыка занимает в произведениях писателя столь почетное место. При этом, «Тапер» – далеко не единственный текст русского автора, в котором в центре находится музыка. На самом деле, первое, что приходит на ум, – это, конечно, «Гранатовый браслет». И хотя здесь Куприн пишет о несчастной любви, фоном для драматической романтики служит бетховенская «Аппассионата». Писатель подходит к вопросу введения музыки в свои тексты очень специфически. Например, читатель не найдет в рассказах Куприна описаний музыки или произведений. Максимум – названия. Но главную роль здесь играют впечатления, которые мастерски передает автор. Искусство передается от писателя к читателя посредством воображения персонажей. У Куприна даже имеется специальная «звуковая лексика». Писателю удается – в прямом смысле – описать словами звучание музыки. С ассоциаций, метафор и аллюзий. Таким образом, автор словно воплощает в словах акустические эффекты, одновременно награждая музыкальные звуки чертами характера людей. Разумеется, Куприн вовсе не задается самоцелью изобразить музыку или звуки, однако эта разновидность искусства становится неотъемлемым компонентом передачи атмосферы произведений, а также настроения рассказов писателя. Важно не только изобразить музыку, звучащую вовне, но и вплести звуки в ритм внутреннего мира персонажей. К слову, характер и настроения героев произведений Куприна тоже часто описываются – прямо или намеками – в музыкальных терминах.