С какой целью автор описывает изменения в природе? "Вдруг подобрело темное море, Ласточки в гнезда свои вернулись, И сделалась красной земля от маков, И весело стало опять на взморье. За ночь одну наступило лето. Так мы весны и не видали..." (А.Ахматова «У самого моря»)
Тема дороги и образ Чичикова объединяют все разнообразные сцены-картины в поэме «Мёртвые души». Внешне сюжет построен как описание путешествия Чичикова по некоторой российской губернии, рассказ о Павле Ивановиче проходит сквозной нитью через всё произведение, другие герои характеризуются не только сами по себе, но и через отношения с Чичиковым. Однако содержание «Мёртвых душ» не исчерпывается рассказом о Чичикове и его жизни. Тема произведения глубже и значительнее: Гоголь хотел написать поэму о , настоящем и будущем России, а Чичиков, по мнению автора, выражает как раз настоящее русской жизни. Наряду с ним, в произведении присутствуют помещики, чиновники, представляющие России, в эпизодах мелькают мужики, городской люд, слуги и т.д. У всех этих героев свои проблемы и жизненные цели, которые, сложно переплетаясь, складываются в социальный роман.
Чичиков в поэме представляет набирающий силу класс российских предпринимателей, Гоголь называет его «хозяин» (гл. 11). Герой с детства запомнил завет отца — «копить копейку», которая «не выдаст, в какой бы беде ни был» (там же). Однако отец умел только давать мудрые советы — Чичиков получил в наследство четыре старые фуфайки, двух крепостных, дом и землю на тысячу рублей. Иными словами, Павел Иванович должен был сам устраиваться в жизни, не стесняясь в средствах, как и советовал ему отец. Гоголь подробно рас-сказывает биографию героя. Если характеры помещиков, кроме Плюшкина, и всех чиновников показаны статичными, то есть не имеют в поэме истории, то образ Чичикова дан в развитии и становлении, в процессе воплощения его замыслов.
В школе он был на отличном счету, так как демонстрировал кроткое поведение и лакейскую почтительность к учителям. Но угодливость подхалима не имеет ничего общего с уважением. Это понял учитель, которому любимый ученик Павлуша не пожелал , когда бедный старик умирал с голода. Чичиков обманул своего первого начальника: ловко разыграл роль влюблённого в его дочь, чтобы получить очередной чин. Служа по различным ведомствам, Павел Иванович всегда пользовался своим служебным положением, то есть брал взятки (например, с контрабандистов на таможне) или просто воровал казённые средства (например, при строительстве капитального здания). Стремление приобрести «копейку» превратилось в жажду богатства, чтобы «жизнь была во всех довольствах» (гл. 11).
В образе каждого помещика выделены одна-две черты, определяющие суть героя: у Манилова — прекраснодушие, у Коробочки — тупость, у Ноздрёва — бесшабашность и т.д. У Чичикова несколько определяющих черт: интерес к людям, замечательная при , изворотливый ум, крайний эгоизм, хотя есть и главная черта — несгибаемая целеустремлённость. Несчастья преследуют его: афера с казённым зданием принесла ему немалый доход, но всё рухнуло из-за нового начальника, «врага неправды»; болтливость коллеги по таможне пресекла успешную деятельность по пропуску контрабанды через границу. Но, благодаря своей целеустремлённости, Чичиков после очередного «карьерного крушения» встаёт на ноги, в то время как его подельники или спиваются, или стреляются, или безвозвратно опускаются «на дно». Афера с мёртвыми душами лучше всего демонстрирует непотопляемость Чичикова.
Если помещиков характеризует состояние имения, убранство дома, то Чичиков очень похож на свою шкатулку с двойным дном, поэтому его так трудно разгадать: внешне он общителен, но по сути чрезвычайно замкнут; внешне порядочен, быстро добивается расположения окружающих, а по сути человек без чести и совести, готовый на любую низость ради «копейки». За внешней мягкостью и изяществом скрывается расчётливая и хищная натура. При свидетельствует не о слабости его характера, а, наоборот, о твёрдости и устойчивости.
В поэме Чичиков, в отличие от всех других героев, переживает нечто похожее на любовь. Это чувство вызвала в нём молоденькая губернаторская дочь. Автор сам иронично удивляется неожиданной сентиментальности такого расчётливого человека, как Чичиков: «Видно, так уж бывает на свете; видно, и Чичиковы на несколько минут в жизни обращаются в поэтов; но слово «поэт» будет уж слишком. По крайней мере, он почувствовал себя совершенно чем-то вроде молодого человека, чуть-чуть не гусаром» (гл.8). На балу Чичиков подсаживается к очаровательной блондинке. И что же? Его несравненное умение очаровывать окружающих вдруг изменяет ему. Приятный и интересный собеседник превращается в разговоре с девицей в занудного человека, который своими рассуждениями наводит на соседку только тоску. Так чувство любви, обычно возвышающее человека, открывает в Чичикове пошлость. Вместе с позой, которая вытесняется искренним чувством, исчезает и вся его привлекательность, зато выходит наружу прозаическая сущность.
Объяснение:
в 1852 году и.с.тургенев написал повесть «муму». главный персонаж повести — герасим. он предстает перед нами человеком с доброй отзывчивой душой – простой и понятной. такие персонажи встречаются в народных сказках и отличаются своей силой, рассудительностью и душевностью. для меня герасим — это яркий и точный образ народа. с первых строк повести я отношусь к этому персонажу с уважением и состраданием, а значит, я с уважением и состраданием отношусь ко всему народу той эпохи. всматриваясь в характер персонажа, мне хотелось бы эти прекрасные черты воспитать и в себе, стать настоящим представителем народа — гордым и любящим свою родину. и делать в своей жизни все для того, чтобы наш народ никогда больше не испытывал таких страданий и лишений.
а ведь у герасима вся жизнь состояла из унижений и лишений. был он немым от рождения крепостным, которого из деревни в город, не спрашивая его согласия или желания. в городе он работал дворником во дворе богатой и своенравной барыни. этот персонаж не вымышленный. тургенев в своей повести рассказал о жизни человека, который был собственностью его матери – варвары петровны.
его великанское телосложение сам и.с.тургенев в повести сравнивает с могучим деревом. в нем была заложена огромная богатырская сила. ходил он в обычной деревенской одежде, которая подчеркивала его простой характер. природа одарила его не только умом, но и красотой. наверное, поэтому и он любил чистоту и порядок, за которым строго следил.
в городе герасиму было тяжело. крепостные, которые тоже работали на барыню, были завистливыми и нечестными. они старались угодить своей барыне, а потому не любили герасима, который искренне трудился от зари и до зари. так же искренне он влюбился в прачку татьяну. но барыня эту любовь разрушила и отдала татьяну замуж за пьяницу капитона. герасим тяжело переживал такую несправедливость, но сделать ничего не мог. он не мог нанести боль и прощал любые оскорбления не только барыне, но и таким же, как он крепостным.
чистые и бескорыстные черты характера герасима ставят его выше всех остальных героев повести. даже образ барыни, которая является хозяйкой герасима, выглядит жалким и скупым. в этих людях нет такого духа, какой заложен в немом и безропотном герасиме. да, он немой, но его образ намного красноречивее всех других персонажей. но красноречивее он не словами, а поступками.
перед тем как уйти в деревню, герасим выполняет приказ барыни и топит муму. он смог со слезами на глазах выполнить волю барыни и убить своего невинного четвероного друга. но он не смог больше выносить эту жестокость. его душа не могла больше переносить боль, которую каждый день наносила жизнь в городе.
какая роль отведена в повести муму? что это за образ? если в образе герасима мы видим яркий и красноречивый, но безропотный и безголосый образ народа, то, что мы видим в образе муму? наверное – это страх перед крепостниками-самодурами, перед самодержавием. герасим топит свой страх в реке народных слез, он перестает бояться, и уходит в нормальную человеческую среду. это не барыня, это тургенев призывает, подталкивает народ утопить свой страх перед страшной машиной самодержавия. но он не знает – что же делать потом этому народу? он возвращает герасима в деревню, а ведь и там такое же самодержавие. но, вместе с тем, мы слышим надежду автора на то, что каждый, освободившись от страха — почувствует себя человеком.