Если посмотреть на композицию романа в целом, то можно заметить, что Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь.
Марьино (у Кирсановых) - Никольское (у Одинцовой гостит дважды) - родной дом. Но этот второй круг - имеет совсем иное смысловое значение, это круг прощаний... внутри Базарова зреет конфликт после того как Одинцова отвергла его... Он, отрицавший любовь, чувствует в себе нечто, что не может объяснить одной физиологией... терия вступает в противоречие с его натурой, душой... Он пытается вновь проверить свою теорию - целует Фенечку, но и она отвергает его... дуэль - прощание с Марьиным... заезжает к Одинцовой - попрощаться с Аркадием и Одинцовой... и затем - домой... заметьте: меняется его отношение к родителям "отставным людям"...может, он понимает, что любовь все-таки есть... и эту простую истину открывают в нем родители, любовь и жалость к ним... вроде бы циничное прощание с Одинцовой накануне смерти - не более, чем маска мужчины, не желающего показывать свою слабость и в то же время - посмотреть в последний раз на Одинцову.
Мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.
Если посмотреть на композицию романа в целом, то можно заметить, что Тургенев еще раз проведет героя по тому же кругу, по которому он совершил один раз свой жизненный путь.
Марьино (у Кирсановых) - Никольское (у Одинцовой гостит дважды) - родной дом. Но этот второй круг - имеет совсем иное смысловое значение, это круг прощаний... внутри Базарова зреет конфликт после того как Одинцова отвергла его... Он, отрицавший любовь, чувствует в себе нечто, что не может объяснить одной физиологией... терия вступает в противоречие с его натурой, душой... Он пытается вновь проверить свою теорию - целует Фенечку, но и она отвергает его... дуэль - прощание с Марьиным... заезжает к Одинцовой - попрощаться с Аркадием и Одинцовой... и затем - домой... заметьте: меняется его отношение к родителям "отставным людям"...может, он понимает, что любовь все-таки есть... и эту простую истину открывают в нем родители, любовь и жалость к ним... вроде бы циничное прощание с Одинцовой накануне смерти - не более, чем маска мужчины, не желающего показывать свою слабость и в то же время - посмотреть в последний раз на Одинцову.
Мы не узнаем прежнего Базарова: затухают его блистательные споры, догорает несчастная любовь. И лишь в финале, в могучей по своей поэтической силе сцене смерти Евгения Базарова, в последний раз вспыхнет ярким пламенем, чтобы угаснуть навек, его тревожная, но любящая жизнь душа.