Главная мысль рассказа - жизнелюбие, стремление познать
жизнь с разных сторон, поиск идеала.
Образы дороги и реки как символы жизни и судьбы, временного
и вечного в поисках героем своего идеала,
в стремление обрести внутреннюю гармонию.
Обыкновенный парень- шофер Пашка Колокольников.
Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается
с самыми разными людьми.
Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым,
только если вокруг всем хорошо.
Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других
людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит…
Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его
не обманывает.
Это не столько рассказ о герое, сколько сказ самого
героя-балагура с чистой душой.
Сказ о том, каким ему видится мир и он сам в этом мире.
Жизнь, которая переживается Пашкой как праздник
пребывания в мире, побеждает и саму смерть.
Шукшин раскрывает в рассказе ряд взаимосвязанных
тем:
тему ценности человеческой жизни,
тему эгоизма и альтруизма, противостояния
города и деревни; сохранения самобытности
духовной и бытовой культуры русской деревни.
Отсюда возникает и растет проблема "своего дома",
семьи как опоры национальной культуры.
В то же время звучит мысль о защите этой культуры не
только от стандартов моды без своего лица, но и от
культурных суррогатов, поставляемых городом
русской деревне.
В связи с образом Кати Лизуновой возникает и еще
одна тематическая сюжетная линия:
пьянство–вот зло и беда России.
Пьянство подтачивает самые основы русского быта,
обрекая женщин на одиночество, оставляя дом без хозяина.
Гибель людей, разорение семей из-за пьянства тем тяжелее
для общества, что совершаются в то время, когда далеко
не восполнены страшные потери недавней войны.
Главная мысль рассказа - жизнелюбие, стремление познать
жизнь с разных сторон, поиск идеала.
Образы дороги и реки как символы жизни и судьбы, временного
и вечного в поисках героем своего идеала,
в стремление обрести внутреннюю гармонию.
Обыкновенный парень- шофер Пашка Колокольников.
Живет себе, работает, мечтает, встречается и расстается
с самыми разными людьми.
Но есть у него особая черта: он чувствует себя счастливым,
только если вокруг всем хорошо.
Собственная жизнь волнует его меньше, чем судьбы других
людей. Ради них он и дурачком прикинется, и подвиг совершит…
Он вообще живет не разумом, а чувством, и сердце его
не обманывает.
Это не столько рассказ о герое, сколько сказ самого
героя-балагура с чистой душой.
Сказ о том, каким ему видится мир и он сам в этом мире.
Жизнь, которая переживается Пашкой как праздник
пребывания в мире, побеждает и саму смерть.
Шукшин раскрывает в рассказе ряд взаимосвязанных
тем:
тему ценности человеческой жизни,
тему эгоизма и альтруизма, противостояния
города и деревни; сохранения самобытности
духовной и бытовой культуры русской деревни.
Отсюда возникает и растет проблема "своего дома",
семьи как опоры национальной культуры.
В то же время звучит мысль о защите этой культуры не
только от стандартов моды без своего лица, но и от
культурных суррогатов, поставляемых городом
русской деревне.
В связи с образом Кати Лизуновой возникает и еще
одна тематическая сюжетная линия:
пьянство–вот зло и беда России.
Пьянство подтачивает самые основы русского быта,
обрекая женщин на одиночество, оставляя дом без хозяина.
Гибель людей, разорение семей из-за пьянства тем тяжелее
для общества, что совершаются в то время, когда далеко
не восполнены страшные потери недавней войны.