с ответами: А. Солженицын «Матренин двор»
1. От чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матренин двор»
А) главной героини – Матрёны
Б) автора-повествователя – Игнатича
В) объективное повествование
Г) посторонний наблюдатель
2. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матренин двор»
А) «Случай на станции Кречетовка»
Б) «Пожар»
В) «Не стоит село без праведников»
Г) «Привычное дело»
3. Основная тема рассказа:
А) месть Фаддея Матрёне;
Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;
В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.
4. О каком историческом периоде идёт речь в рассказе?
А) после революции
Б) после Отечественной войны
В) 1953 год
Г) 1956 год
5. Какие художественные детали автору создать образ главной героини?
А) колченогая кошка
Б) картофельный суп
В) большая русская печка
Г) безмолвная, но живая толпа фикусов
Д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка
6. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:
А) так как ей не с кем было поговорить
Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать
В) потому что хотела, чтобы её В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:
«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:
А) определить отношение автора к Матрёне, которая осталась загадкой для него
Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям
В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми
8. В облике Фаддея автор выделяет чёрные волосы, чёрную окладистую бороду, чёрные усы и брови, да и самого старика называл «чёрным». Цвет необходим автору, для того чтобы:
А) выделить у героя основательность, достойность, крепость
Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость
В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя
9. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:
А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались
Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи
В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами
10. Какова особенность системы образов рассказа?
А) построена по принципу парности персонажей
Б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини
В) подчеркивает одиночество главной героини
Г) призвана выделить характер главной героини
11. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит?
Дать свой вариант ответа.
Особенно заинтересовал Алёшу нахлебник, который снимал комнату рядом с кухней. Это был худощавый сутулый человек, с белым лицом, молчаливый, незаметный и совершенно одинокий. Одевался Хорошее Дело бедно, и всегда его одежда была измята, в заплатках. Над воротником его куртки торчал грязный ворот рубахи, штаны в пятнах и на босых ногах стоптанные туфли. Комната же его была так же неряшлива как и ее обитатель. Все эти детали описывающие нахлебника подчеркивают то что этот человек был совершенно одинок . В комнате у него стояли какие то бутылки, заполненные разноцветными жидкостями . Кругом валялись куски меди, прутья свинца. Он все время был занят, какими -то странными делами: паял, плавил, что- то взвешивал. Алёша тайком наблюдал за ним. Этот странный увлеченный человек, непохожий на всех кто окружал Алёшу, очень притягивал к себе.
У Хорошее Дело были добрые глаза, которые внимательно смотрели сквозь очки, Алёша понимал что добрый взгляд может быть только у доброго человека, и его тянуло к нему . Когда приглашали обедать или пить чай он неизменно отвечал :«Хорошее дело!». Бабушка Акулина Ивановна так и стала звать его в глаза и за глаза. Никто в доме не любил Хорошее Дело, все говорили о нем насмешливо, называли аптекарем, колдуном. Однажды Алёша подошел к нему, что он делает. Вместо ответа нахлебник пригласил его к себе, через окно. Но узнав, кто такой Алёша, Хорошее Дело пообещал сделать налиток на биту а в замен попросил не приходить к нему больше. Он знал что дедушка будет наказывать внука за такую дружбу-это обидело мальчика и он ответил: «Я и так не приду никогда». И все же Алешу тянуло к нему, странная дружба завязалась между Алешей и Хорошем Делом. Хорошее Дело, привил ему любовь к чтению книг, его эксперименты будили в мальчике любопытство. Всегда давал ценные советы .Однажды Алёша отправился с бабушкой на Сенную площадь за водой, и увидел как пятеро мещан бьют одного. Мальчик был потрясен увиденным и вбежав к нахлебнику стал взволнованно рассказывать. Тот выслушал и сказал: «Ты брат на этих случаях не останавливайся -это нехорошо запоминать. Этим советом он оберегал Алешу, боясь, что душа ребенка очерствеет. Бабушка в дождливые вечера устраивала чаепития .Приглашала всех и рассказывала разные сказки или истории. Одна история про Мирона-отшельника очень впечатлила Х. Д.. Всегда молчаливый, на этот раз он очень взволнованный вскочил и закричал :Знаете, это удивительно, Это надо записать, непременно! Это страшно верное, наше…» Глаза его были полны слёз.» записывай, что бабушка рассказывает .Это, брат, пригодится !-сказал он Алёше .Бабушка чувствовала что его влияние на внука велико и поэтому однажды ему предложили покинуть комнату, сказав что здесь будет жить Алешина мама .Это была неправда, все это понимали .За что тебя не любят? - спросил А. Х. Д. обнял его и ответил:» Чужой- понимаешь? Вот за это самое .Не такой…» Вечером ласково простившись со всеми, он уехал .Так кончилась дружба А. с первым человеком из бесконечного ряда людей в родной своей стране, - лучших ее людей.