Одной из главных проблем, затронутых в романе александра сергеевича пушкина «капитанская дочка», можно назвать проблему сохранения чести. сочинение береги честь смолоду поверьте мне, я чист душою., н. рубцов я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. можно пережить распад , можно смириться, хотя трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. в человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. потеря чести — это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, в черной дыре народы, погибают отдельные личности. писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в . понятие чести воспитывается в человеке с детства. на примере повести а.с. пушкина «капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам. главный герой повести петр андреевич гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. ему было с кого брать пример. пушкин устами савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода гриневых: «кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного петра гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. первый раз петр гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. но благородство взяло верх. человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. например, петр гринев, несмотря на недовольство савельича, бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. его поступок в будущем спас им обоим жизни. этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, — значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.
Особое место в творчестве рылеева занимает поэтический цикл «думы» , который создавался в 1821–1823 гг. , а в 1825 г. был выпущен отдельной книгой. в предисловии к этой книге рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достигнуть: «напоминать юношеству о подвигах предков, знакомить его со светлейшими эпохами народной , сдружить любовь к отечеству с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к » . с афористической точностью и глубиной сформулировал эту цель а. а. бестужев, заявив в «полярной звезде» , что «рылеев, сочинитель дум или гимнов , пробил новую тропу в стихотворстве, избрав целию возбуждать доблести сограждан подвигами предков» (полярная звезда. м. –л. , 1960). центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. поэт восхищается мужеством князя святослава, мстислава удалого, дмитрия донского, ермака, ивана сусанина. воспеваются люди смелые, сильные, готовые всем пожертвовать ради счастья родного края.