С.С. Говорухин "Ощущение родины" Казалось, на берегу океана можно жить вечно: легкий морской бриз, шум прибоя, по вечерам на террасе, кутаясь в длинную вязаную шаль с кистями, ты пьешь холодное красное вино, куришь, молчишь, распятая величественностью окружающего мира, россыпью звезд на небосклоне...
Все так. И не так. Мешает офорт на стене.
На офорте средняя полоса России: голые мокрые сучья берез, черные сжатые поля до горизонта, воронье над полями...
Безвкусный кустарный лубок, сунутый при отъезде в чемодан, видимо по недоразумению, и сейчас закрывающий пятно на обоях. Потом обои поменяют, а офорт выбросят за ненадобностью. Водрузят на его место виноградную лозу или что-нибудь из эпохи раннего Возрождения в густо позолоченном багете.
А где-нибудь в осенних лесах под Смоленском, кутаясь в воротник бушлата в предрассветном тумане, можно слушать поднимающихся из кустов вальдшнепов, ощущать под ногами тяжесть высокой, пересыпанной багровыми листьями, росной травы и думать о сотворении мира.
Ружье в этот момент должно быть опущено стволами вниз — зачем тебе ружье — ты ни в кого не собираешься стрелять. Ты пришел сюда побыть один на один с самим собой или со старинным верным другом, который сам не терпит суеты.
В рюкзаке за твоей спиной переспелые антоновские яблоки, круг полтавской колбасы, початая бутылка водки, россыпь позвякивающих о граненые стаканы патронов. Это очень важно, где и из чего ты пьешь, кто сидит напротив тебя на поваленной осине и помешивает угли в догорающем костре.
И, раскуривая отсыревшую папиросу от дымящихся углей, ты как никогда остро понимаешь, что по-настоящему был не так уж часто счастлив в этой жизни. Может быть, только сегодня.
На берегу Атлантического океана, под мерный шум прибоя я пью виски двенадцатилетней выдержки и думаю об осенних лесах.
Уезжая, я забираю офорт с собой.
— Зачем тебе эта безвкусица? — спрашивают меня.
Что я могу ответить? В прожитой жизни было всякое. И плохое и хорошее, а остались только осенние леса, стук молотка путевого обходчика в стылом тумане на забытом богом полустанке и ощущение нищей, истерзанной переборами хмельного баяниста, сиротливой моей родины, которую уже ни на что не суждено променять.
сделать комплексный анализ текста по этому плану:
1.Прочитайте текст.
2.Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
3.К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (Художественному, публицистическому, научному/ научно-популярному? )
4.Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение? )
5.Определите жанр текста. (Эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.? ) Какое построение преобладает в тексте?
6.Определите тему текста.
7.Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом. (Почему именно такое заглавие выбрал автор? )
8.Разделите текст на смысловые части, составьте для себя его план.
9.Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи .
10.Как соотносятся начало и конец текста?
11.На каком приеме /приемах построен текст? ( Сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и др. )
12.Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора) .
13.Понаблюдайте над лексикой текста: -найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; -найдите опорные слова в каждой части текста; -найдите в тексте контекстуальные синонимы и /или антонимы; -найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении; -обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов. Неологизмов; на эмоционально-оценочные слова, на просторечные или наоборот, слова возвышенного стиля; -выделите фразеологизмы (зачем они употреблены?) ; -обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) .
14.Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков-аллитерация, повторение гласных звуков -ассонанс). Чего достигает автор их употреблением?
15.Какими морфологическими средствами пользуется автор? (Обилие глаголов или деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц;
16.Понаблюдайте над синтаксисом текста.
17.Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст)
18.Каково ваше впечатление от текста?
19.Для лучшего понимания текста сопоставьте его с другим, данным для сравнения.
Объяснение:
Петр Гринев доказал поступками, что он высоконравственный человек, пройдя через жизненные испытания и трудности. Он не только человек чести, но и человек совести. Гринев ни разу не преступил через свои принципы. История с Пугачевым складывается благополучно и Маша сама находит заступника в лице императрицы.
Тем самым, А.С. Пушкин хотел показать то, что, несмотря на обстоятельства или уклад твоей жизни, нужно поступать по чести, оставаться человеком в любой ситуации, быть человеком в человеке.
Честь - это не статус, не эгоизм и не пафос. Честь - это культ человека, формирование которого ведёт к становлению личности. Можно быть честным человеком, придерживаться негласных правил, разграничивать «добро» и «зло», но стоит допустить одну ошибку, и честь будет запятнана. Поступать нужно как правильно, а не как хочется.
Наше современное общество, к сожалению, утратило ценность слова «честь». Поступки человека чести могут быть и не видны всем, но внутри себя, ты почувствуешь, что поступил правильно. А потом эти поступки станут системой, нарушить которые непозволительно. Главное, быть человеком чести для себя, а не для окружающих. По такому принципу жили наши бабушки и дедушки, учили нас этому, почему же мы не
3)Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
либо
Объяснение:
1)Жeлaя иcпытaть eгo cпocoбнocти, xaн дaeт цapeвичy зaдaниe: нaйти poзy бeз шипoв (cимвoл дoбpoдeтeли). Блaгoдapя пoмoщи xaнcкoй дoчepи Фeлицы (oт лaтинcкoгo felicitos — cчacтьe) и ee cынa Paccyдкa Xлop oтыcкивaeт poзy бeз шипoв нa вepшинe выcoкoй гopы. Oбpaз тaтapcкoгo двopянинa мypзы имeeт двoякoe знaчeниe: тaм, гдe oдa пepexoдит нa выcoкий тoн, — этo aвтopcкoe я; в caтиpичecкиx мecтax — coбиpaтeльный oбpaз eкaтepининcкиx вeльмoж. Дepжaвин в «Фeлицe» coздaeт нe oфициaльный, ycлoвный и oтвлeчeннo-пapaдный oбpaз «мoнapxa», a pиcyeт тeплo и cepдeчнo пopтpeт peaльнoгo чeлoвeкa — импepaтpицы Eкaтepины Aлeкceeвны, co cвoйcтвeнными eй кaк личнocти пpивычкaми, зaнятиями, бытoм; oн cлaвит Eкaтepинy, нo пoxвaлa eгo нe тpaдициoннa. B oдe пoявляeтcя oбpaз aвтopa (тaтapcкий мypзa) — пo cyти oн изoбpaжaл нe cтoлькo Eкaтepинy, cкoлькo cвoe oтнoшeниe к нeй, cвoe чyвcтвo вocxищeния ee личнocтью, cвoи нaдeжды нa нee кaк нa пpocвeщeннyю мoнapxиню. Этo личнoe oтнoшeниe пpoявляeтcя и к ee пpидвopным: oни нe oчeнь нpaвятcя eмy, oн cмeeтcя нaд иx пopoкaми и cлaбocтями — в oдy втopгaeтcя caтиpa.
2) Державин вводит обобщенный образ "мурзы" Фелицы (т. е. вельможи Екатерины) , лукаво прикрывая его местоимением "я". Конечно, это не Я, а известные и узнаваемые люди - Орловы, Потемкин и пр. В описании этого "мурзы" много слов сниженной лексики - разговорной и даже просторечной (играю в дураки с женой, скачу к портному по кафтан и т. п. ) Здесь таким образом автор нарушает правила классицизма о разделении стилей и совмещает в одном флаконе оду и сатиру.
Потом он, восхваляя Фелицу, все время противопоставляет ей бывших царей, приводя примеры их жестокостей и грубых нравов (цари, естественно, не называются, но угадываются - от Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны аж до Ивана Грозного!) , т. е. доказательство добродетелей Фелицы идет, что называется, "от противного".
И опять же антитеза - мудрость и скромность Фелицы блестят ярче при противопоставлении ее ленивым и тупым "мурзам".
3)
Везде соблазн и лесть живет,
Пашей всех роскошь угнетает.
Где ж добродетель обитает?
Где роза без шипов растет?
либо
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю;
либо
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом;
То вдруг, прельщался нарядом.
Скачу к портному по кафтан.
Тебе единой лишь пристойно,
Царевна, свет из тьмы творить;
Деля Хаос на сферы стройно,
либо
Союзом целость их крепить;
Из разногласия — согласье
И из страстей свирепых счастье
Ты можешь только созидать.
Небесные я силы,
Да, их простря сапфирны крылы,
Невидимо тебя хранят
либо
От всех болезней, зол и скуки;
Да дел твоих в потомстве звуки,
Как в небе звезды, возблестят.Мурзам твоим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком, ,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
выбирай, примеров много