с тестом по литературе 1.Какому жанру соответствует данное определение: «устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических лицах, событиях лет»
1)ода;
2) ;
3)предание;
4)сказка.
2. Назовите героев преданий:
1) Ермак Тимофеевич;
2) Николай Первый;
3) Степан Разин
3. Каково основное назначение лирических народных песен?
1) передавать чувства, мысли конкретного лирического героя;
2) рассказывать о последовательности событий в жизни героя;
3) описывать природные явления;
4) нет конкретного назначения, поются по настроению
4. Что означает образное выражение «Шемякин суд»?
1) суд неправый, корыстный;
2) суд справедливый;
3) суд конкретного исторического лица Василия Шемяки над крестьянином
5. Какой эпиграф предшествовал произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
1) Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю;
2) На зеркало неча пенять, коли рожа крива;
3) Береги честь смолоду.
6. От чьего имени ведется повествование в повести «Капитанская дочка»?
1) от имени автора-рассказчика;
2) от имени Петра Гринева;
3) повествование ведется от 3го лица
7. Коварного, злого человека, «антигероя», вредившего Гриневу, звали:
1) Алексей Швабрин;
2) Иван Зурин;
3) Иван Игнатьич
8. «Мцыри» в переводе с грузинского – это…
1) одинокий;
2) пленник;
3) послушник, который живет при монастыре
9. Какое образное средство употребил М.Ю.Лермонтов в строках «Мцыри» «…И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота Из ветви каждого куста…»?
1) олицетворение;
2) метонимия;
3) литота
10. Кто из героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» говорил о себе, что у него «легкость в мыслях необыкновенная»?
1) Бобчинский;
2) Хлестаков;
3) городничий
11. Откуда чиновники города Н. узнают о том, что ревизор ненастоящий?
1) из письма Хлестакова, прочитанного почтмейстером;
2) Хлестаков сам признался в обмане;
3) проговорился Осип, слуга Хлестакова
12. Форма рассказа Л.Н.Толстого «После бала» - это
1) полилог;
2) «рассказ в рассказе»;
3) рассуждение
13. Почему герой рассказа «После бала» оставил службу?
1) по религиозным убеждениям;
2) его потряс случай с избиваемым беглым солдатом;
3)он ее не оставлял
14. Каковы чувства главного героя после расставания с Асей (в повести И.С.Тургенева «Ася»)
1) понимание, что с такой женой счастья не сыщешь;
2)осознание невосполнимости утраты приходит к нему лишь в старости;
3) осознание потери навсегда единственной любви
15. Что сделала Радда с кошелём денег старого магната в рассказе М.Горького «Макар Чудра»?
1)отдала их назад; 2)взяла себе; 3)пнула ногой в грязь.
бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими . пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.
на увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа левонтия, который работал на лесозаготовках. примерно раз в пятнадцать дней «левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни и ничего больше, начинался пир горой», а жена левонтия бегала по селу и отдавала долги. в такие дни я всеми способами пробирался к соседям. бабушка не пускала. «нечего этих пролетариев объедать», — говорила она. у левонтия меня охотно принимали и жалели как сироту. заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка васёна снова бегала по селу, одалживала.
жило левонтьевское семейство бедно. вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. на бабушкины попрёки левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».
с левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой. я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские затеяли драку — старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. в результате вся добыча была рассыпана и съедена, а решили спуститься к фокинской речке. тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.
о том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, катерина петровна, не тётка васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. вот эту «обманку» я и принёс домой.
бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала — решила прямо в туеске в город на продажу везти. на улице я рассказал всё саньке, и он потребовал от меня калач — как плату за молчание. одним калачом я не отделался, таскал, пока санька не наелся. ночью я не спал, мучился — и бабушку обманул, и калачи украл. наконец, решил утром встать и во всём признаться.
проснувшись, я обнаружил, что проспал — бабушка уже уехала в город. я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. у дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. от нечего делать я пошёл с санькой на . через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. в ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.
домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. «ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.
проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».
а коня бабушка мне всё же . с тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».