ЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А.Н.Островского Бедность не порок (1853, первонач. назв. Гордым бог противится). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала Своеобразен в пьесе тип Любима Торцова, родного брата Гордея Карпыча, в тоже богатого купца, но промотавшего все свое состояние. Теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. Его обличительные речи пробуждают совесть в самодуре Гордее Карпыче. Намеченная свадьба Любушки с Африканом Коршуновым расстраивается. Отец отдает дочь замуж за бедного приказчика Митю. Над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. Островский верит в здоровые и светлые начала русского национального характера, которые хранит в себе купечество. Но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. Гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта Коршунова. Вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. Но есть ли твердая гарантия, что самодур Торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? Такой гарантии, конечно, дать никто не может.
Принцесса Эрна ХIII слыла в Эрнотерре безобразной дурнушкой, потому что у неё были "слишком длинные ноги, слишком маленькие ступни и руки, слишком высокая талия, чересчур большие глаза противного синего, а не чудесного желтого цвета, а губы, вместо того чтобы быть плоскими и узкими, изогнуты наподобие лука". Когда Эрна полюбила некрасивого внешне сына французского короля, случайно попавшего в Эрнотерру и приехала с ним во Францию, то была поражена тем, что народ страны очень некрасив. Её удивило, что король Франции превознёс её добродетель и красоту, а рыцари стали носить синие цвета в честь её глаз. Эрна всё поняла, когда муж рассказал ей о надписи, сделанной на латыни первым королём Эрнотерры Эрном Мудрым, который не был коренным жителем Эрнотерры, а пришёл с отрядом рыцарей на эту землю много лет назад из Европы. По мнению местных жителей и самой Эрны он был просто уродцем. На стене охотничьей комнаты в королевском замке Эрн Мудрый написал: «Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины – честны, добры и понятливы. Но – прости им бог – и те и другие безобразны».
ЛЮБИМ ТОРЦОВ — герой комедии А.Н.Островского Бедность не порок (1853, первонач. назв. Гордым бог противится). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала
Своеобразен в пьесе тип Любима Торцова, родного брата Гордея Карпыча, в тоже богатого купца, но промотавшего все свое состояние. Теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. Его обличительные речи пробуждают совесть в самодуре Гордее Карпыче. Намеченная свадьба Любушки с Африканом Коршуновым расстраивается. Отец отдает дочь замуж за бедного приказчика Митю.
Над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. Островский верит в здоровые и светлые начала русского национального характера, которые хранит в себе купечество. Но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. Гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта Коршунова. Вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. Но есть ли твердая гарантия, что самодур Торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? Такой гарантии, конечно, дать никто не может.
Когда Эрна полюбила некрасивого внешне сына французского короля, случайно попавшего в Эрнотерру и приехала с ним во Францию, то была поражена тем, что народ страны очень некрасив. Её удивило, что король Франции превознёс её добродетель и красоту, а рыцари стали носить синие цвета в честь её глаз.
Эрна всё поняла, когда муж рассказал ей о надписи, сделанной на латыни первым королём Эрнотерры Эрном Мудрым, который не был коренным жителем Эрнотерры, а пришёл с отрядом рыцарей на эту землю много лет назад из Европы. По мнению местных жителей и самой Эрны он был просто уродцем. На стене охотничьей комнаты в королевском замке Эрн Мудрый написал: «Мужчины моей страны умны, верны и трудолюбивы: женщины – честны, добры и понятливы. Но – прости им бог – и те и другие безобразны».