Явление 1 митя бродит по комнате. егорушка читает книгу «бова королевич». митя: «что, наши дома? » егорушка отвечает, что все уехали кататься, дома лишь гордей карпыч. егорушка прибавляет, что гордей карпыч сегодня сердит на дяденьку любима карпыча: тот «за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать». гордей карпыч выгнал дяденьку, а тот в отместку встал с нищими у собора, осрамив гордея карпыча на весь город. митя увидел в окне приехавших пелагею егоровну, любовь гордеевну и их гостей.
Любим торцов — герой комедии а.н.островского «бедность не порок» (1853, первонач. назв. «гордым бог противится»). духовный облик л.т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального своеобразен в пьесе тип любима торцова, родного брата гордея карпыча, в прошлом тоже богатого купца, но промотавшего все свое состояние. теперь он беден и нищ, но зато и свободен от развращающей душу власти денег, чинов и богатства, рыцарски-благороден, человечески щедр и высок. его обличительные речи совесть в самодуре гордее карпыче. намеченная свадьба любушки с африканом коршуновым расстраивается. отец отдает дочь замуж за бедного приказчика митю. над самодурством, над разгулом злых сил в купеческих характерах торжествует, одерживая одну за другой свои победы, народная нравственность. островский верит в здоровые и светлые начала национального характера, которые хранит в себе купечество. но в то же время драматург видит и другое: как буржуазное своеволие и самодурство подтачивают устои народной морали, как непрочно подчас оказывается их торжество. гордей смирился и вдруг отказался от своего первоначального решения выдать дочь за фабриканта коршунова. вероятно, совесть еще теплится в его своевольной душе. но есть ли твердая гарантия, что самодур торцов с такой же легкостью не передумает и не отменит завтра благородного и доброго решения? такой гарантии, конечно, дать никто не может.