Самая характерная особенность русской литературы XIX века – подробное изображение человеческой души. Именно эта особенность сделала произведения русских классиков известными и популярными.
Толстой, Достоевский, Чехов – великие аналитики человеческих душ. Читая их произведения, читатель становится невольным свидетелем не только событий и сюжетной линии, но и духовного содержания человека. Читатель знакомится с самыми сокровенными мыслями и чувствами. Это превращает его из стороннего наблюдателя в соучастника, сопереживающего вместе с героями, читатель настолько глубоко окунается во внутренний мир героев, что начинает чувствовать вместе с ними радость, стыд, ревность, обиду, отчаяние.
Посмотрим на героев А.П.Чехова. Они выпуклы, красноречиво говорят о проблемах человека и общества. Их появление высмеивает пороки, раскрывает недостатки человека и достигается этот эффект кропотливой работой автора над подробным описанием внутреннего мира каждого героя, наблюдением за эволюцией чувств.
Лев Николаевич Толстой – великий писатель, анализирующий человеческую душу, человеческие отношения и духовность общества в целом. Уже не одно поколение читателей задумывается на тему ценности семьи и семейных отношений, сопереживая героям в романах «Война и мир», «Анна Каренина». Он, пожилой граф, смог описать все переживания юной девичьей души, рисуя на страницах образ Наташи Ростовой. Именно описание внутреннего мира делает Наташу столь близкой и понятной каждому читателю.
Федор Михайлович Достоевский – величайший мастер психологического анализа. Писатель без стеснения обнажает всю грязь и ничтожество человека, показывает без притворства все самые скверные качества и низменные желания. Наблюдая за его героями невозможно не задуматься о смысле человеческого бытия, о преступлении, наказании и стоимости человеческой жизни.
Огромное внимание авторов XIX века к человеческой душе воспитывало общество, создавало негласные законы совести, чести, достоинства, прививало нормы морального облика человека, которые до сих пор остаются неизменными.
Можете изменить текст
Мне нравится проводить сочинения с элементами описания предметов, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, словом, художественно описывается детьми какой-то предмет. В методике, в частности у М. Р .Львова , виды подобных работ имеют такое название: «образно-эмоциональное описание предмета».
Сочинение описание развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, четкому оформлению собственных мыслей. Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов. Используются описания отдельных предметов по непосредственным и по наблюдениям. Элементы эмоционального описания предмета включаются в сочинения постепенно. Они состоят на первых порах из 2-3 предложений. Чтобы учащиеся могли включать элементы описания в свои творческие работы, они под руководством учителя предварительно составляют короткие устные и письменные зарисовки (2-3 предложения) описательного характера хорошо знакомых предметов и явлений природы, внешности человека.
Начинается такая работа уже с I класса, ибо в школу приходят малыши с огромным эмоциональным зарядом, воображением, удивленными глазами. Дети учатся описывать березу, липу, цветок, листочек. Пока это небольшие устные сообщения, эмоциональные рассказы.
Приведу пример сочинения-описания предмета «Веточка березы в вазе». В начале урока можно прочитать стихотворение С. Есенина «Береза». Затем я ставлю в вазу принесенную веточку березы. Предлагаю детям такие вопросы:» Какое впечатление произвела на вас эта веточка березы? Какое настроение она вызвала у вас? Какой вид придает веточка нашему классу, когда за окном еще снег, хотя и ярко светит апрельское солнце? Как появилась у нас эта чудесная веточка?»