САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ( 20 п.)
ВАРИАНТ 2.
Проанализируйте эпизод повести по предложенному плану.
План анализа эпизода.
1. Место эпизода в произведении, характер изображаемого события, действующие лица.
2. Характеристика персонажей, их поведение и переживания на момент изображаемых событий.
3. «Сцепление» эпизода с другими эпизодами произведения.
4. Роль эпизода в развитии конфликта.
На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро сияло неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева. Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу Марья Ивановна испугалась и остановилась. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: «Не бойтесь, она не укусит». И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Дама пристально на нее смотрела; а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Она была в белом утреннем платье, в ночном
чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и
спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую. Дама первая перервала
молчание.
А. Н. Островский в драме «Гроза» раскрывает духовный мир главной героини от воспоминаний о волшебном детстве, беззаботной юности, трудностях замужества до трагического финала. Что послужило причиной броситься в Волгу с обрыва? Случайна ли гибель Катерины или была возможность избежать рокового шага? Поиск ответа на вопрос: «Почему погибла главная героиня?» – размышление о противоречивости и сложности человеческой натуры.
Катерина отличается от обывателей Калинова своим нравом. Наделенная от природы своеобразным характером, она руководствуется в поведении не внешними обстоятельствами, а чувством справедливости, жаждой свободы. Катерина – глубоко искренняя натура, поэтическая.
Истоки становления характера лежат в овеянном поэзией девичестве. Родительский дом для героини – райское место, где царила забота, радость молитвы. Выращивание цветов, занятия рукоделием, посещение храма – вся эта атмосфера воспитала в Катерине впечатлительность, веру в неминуемое наказание за земные грехи в загробном мире. Героиня верит в Бога искренне и глубоко: переживает восторженное наслаждение миром. Воспитанная в духовной среде, Катерина дышит свободой, приемлет демократизм, уважает человеческую личность.
Семейный уклад в родительском доме отразился на твердости в поступках и волевой решительности. Замужество героини – резкая перемена действительности, драматическое мировосприятие. «Темное царство» духовного заточения с суровым религиозным духом – дом Кабановых для Катерины.
Зависимость от свекрови, готовой растоптать человеческое достоинство, оскорбить, героиня почувствовала с первых минут пребывания в семье мужа. Перенося по-христиански унижения, она не встречает поддержки со стороны мужа. По-своему Тихон жалеет жену, любит, но понять внутренний мир Катерины не в силах. Герой оказывается в тисках деспотизма родной матери и не в силах этому обстоятельству противостоять.
Жизнь героини в убогой обстановке под давлением Кабанихи «увяла для героини становится чувство одухотворенной любви к деликатному и скромному Борису, отличавшемуся своей образованностью. Сродни для нее оказался тот факт, что Борис сознательно терпит самодурство дядюшки, подчиняет себя его капризам. Критик Н.А. Добролюбов утверждал, что Катерина полюбила Бориса «больше на безлюдье». Если бы не обстоятельства, тяготившие героиню, она бы трезво оценила недостатки слабохарактерного Бориса.
«Стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”, – признается Катерина. Моральная ценность ее представлений не соответствует тому миру, в котором она существует. Трагическая безысходность толкнула Катерину на гибель.
Другому сыну было 20 с лишним лет и в сажень ростом. Мальчики воспитывались в большой любви матери.
Отец ведет сыновей в Сечу, что бы прибщить их к военному делу ивоспитать в них дух патриотизма.
Забыв о главном, ради чего он находился в Сечи, Андрий забирает большую часть хлеба и муки и сломя голову бросается к своей возлюбленной.
Здесь проявилась его слабая воля, легкомыслие и игоизм. Он ушел к белокурой полячке, взяв пропитание и свою силу. Причина предательства Андрия - это любовь к полячке, а цель поляков от голода. Андрий убежал с полячкой и после этого он сражался против казаков отца за казаков поляков. Полячка оказалась умной, она узнала секрет Адрия и рассказала врагам.
Андрий был младшим сыном и от своего малого возраста и ненависти к отцу он был в повести предптелем, а остап был старим сыном и только по своему характеру он стал в повести героем. По телостроению Андрей и Остап были почти одинаковы. Но Андрей стал игаистом.
В Сечи Андрия очень впечатляли казни (особенно за самоубийство) . Связь Остапа с Андрием была такая первое, что Андрий был его брат и когда Андрий умерал, Остап чуть ненакинулся на Тараса. В боях Андрий убивал и своих и чужих. Вскоре Тарас понял в чём дело, он нашёл его и убил.
В поседствии Андрий умирает от своего отца Остап сожелел о смерти брата, но при жизни связь у них была тесной.
Подвигом Остапа можно назвать его пытки за Родину. Когда Остапу начали перебивать кости, не было слышно ни звука, лишь перед смертью у Остапа вырывается: "Батько! Где ты? " Среди толпы доносится голос Тараса: "Слышу". Смерть Остапа - одно из самых трагических последствий жизни Тараса. Остап умер смертью из-за люльки.
Так же можно назвать подвигом и действия Тараса. Он остался и с дерева показывал им путь, но его поймали и убили. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижит у его ноги, Тарас кричит соратникам уйти от преследователей. Даже когда его били и он уже наполовину горел, но все же он давал советы своим казакам, крикнув им в след правильный путь.
Гоголь относился к героям, как и другие авторы. Автор в повести "Тарас Бульба" с уважением, выделял все их качества. С другой стороны как к неудачникам, потому что Андрей умер из-за предательства и любви, а Остапа из-за какой-то люльки. Н. В. Гоголь относится к подвигу и предательству как к драматическим героям, которые смогли их совершить.ВРОДЕ ТАК!ПОСМОТРИ ЕЩЕ ОШИБКИ)