Самостоятельная работа по 5 действию комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» Опираясь на текст комедии, ответьте на вопросы. При необходимости используйте цитирование.
1. О какой карьере мечтает Городничий в Петербурге? Покажите, какие тайные мечты и
планы на будущее были у героя?
2. Согласны ли вы с утверждением, что в явлении 1 поведение Городничего напоминает поведение Хлестакова в сцене вранья (кульминация)?
3. Как характеризуют Городничего его слова и выражения: «большой чин зашибить», «в генералы влезешь», «брюхо разопрёт», «ах, ты рожа»?
4. Докажите благодаря «репликам в сторону», что поздравления чиновников, адресованные семейству Городничего, неискренние.
5. Кто из героев приносит известие о том, что ревизор был ненастоящим?
6. Какие характеристики даёт в письме чиновникам Хлестаков? (приведите примеры)
7. Кто участвует в последних сценах комедии?
8. Почему настоящий ревизор не появляется на сцене?
9. Как вы думаете, что произошло бы с Городничим и чиновниками, если бы Н. В. Гоголь
продолжил писать комедию?
10. Какова роль немой сцены в композиции комедии? Для чего автор так подробно описал позу каждого чиновника в этой сценеo
Читая роман Тургенева "Отцы и дети", невольно поражаешься тому, насколько он актуален и в наши дни. Неудивительно: уроки, которые читатель может извлечь из этого произведения, всегда актуальны.
Например, противостояние старого и нового всегда было и будет, оно неизбежно. Как и во времена Тургенева, новое часто бывает радикально, не застраховано от ошибок, но оно все равно ценно. Как, собственно, и опыт предыдущего поколения тоже ценен. Не стоит его бездумно отбрасывать. Его нужно изучить и извлечь из него самое ценное, отбросив ненужное.
Еще один урок, который можно извлечь из этого романа - то, что любовь не подчиняется законам физики и химии. Базаров зря отрицал любовь, что и осознал перед смертью.
И еще один урок - надо уметь признавать свою неправоту. Базаров умел.
Жилин: не спал, видит, встал, стал смотреть, думает, насвистывает, ходит по аулу, насвистывает, сидит, что-нибудь рукодельничает (из глины куколок лепит, плетёнки из прутьев делает), слепил, вырезал, приделал, разобрал, копает.
Костылин: написал письмо, заробел, жил, ещё раз написал, ждал, скучал (целыми днями сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет), сидит, спит.
Быт татар раскрыт автором реалистически, через восприятие Жилина. Обычаи, быт, нравы изображены так, как воспринимает их герой. Автором хорошо передан местный колорит. Язык, который Жилин и Костылин не понимали, переговоры шли через переводчика. Вера: молитва, ритуалы, мулла, мечеть. Собственные наименования: Абдул-Мурат, Кази-Мугамед, Дина, Мекка. Ярко описана природа Кавказа (горы, лощины). Жилище, еда, одежда, предметы быта: аул, чинара, кувшин, кафтан, бешмет, чалма, лепёшки из козьего сыра, лепёшки из просяной муки. Внешность: "...глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах отсрочено красным.На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие в высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса черная, и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный. "... татарка в рубахе "такой же, как и девка, и в штанах; голова платком покрыта".