Самостоятельная работа по повести Н.В. Гоголя «Портрет» «…художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в
больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы
позолоты. Это был старик с лицом бронзового цвета, скулистым, чахлым; черты лица,
казалось, были схвачены в минуту судорожного движенья и отзывались не северною силою.
Пламенный полдень был запечатлен в них. Он был драпирован в широкий азиатский
костюм…Необыкновеннее всего были глаза: казалось, в них употребил всю силу кисти и
все старательное тщание свое художник. Они просто глядели, как будто разрушая его
гармонию своею странною живостью».
1. Чьё описание дано во фрагменте?
2. С какого литературного приема автор знакомит нас с персонажем?
3. Как портрет попал к молодому художнику?
4. Во фрагменте найдите средства выразительности. Выпишите примеры этих
выразительных средств из текста (не менее трех средств).
5. Создание связного текста. Согласны ли вы с мнением профессора: «Смотри, чтоб из тебя
не вышел модный живописец…Оно заманчиво, можно пуститься писать модные картинки,
портретики за деньги. Да ведь на этом губится, а не развертывается талант. Терпи.
Обдумывай всякую работу, брось щегольство — пусть их набирают другие деньги. Твое от
тебя не уйдет». (Аргументируйте свой ответ, в том числе примерами из текста повести.
Рассуждение должно содержать не менее 7 предложений).
2. Автор знакомит нас с персонажем с помощью литературного приема описания. Он детально описывает внешность и особенности лица старика, а также его одежду, чтобы передать его характер и эмоции.
3. По тексту не ясно, как портрет попал к молодому художнику. Отсутствует информация о происхождении и истории портрета.
4. Во фрагменте можно найти следующие средства выразительности:
а) Метафора - "лицо бронзового цвета" и "следы позолоты": они создают образ старика, выражая его старость и утрату былого великолепия.
б) Повторение - "схвачены в минуту судорожного движенья" и "северною силою": оно выделяет особенности лица и придает им особое значение.
в) Сравнение - "как будто разрушая его гармонию своею странною живостью": оно помогает передать непривычность взгляда старика и его загадочность.
5. В тексте профессор выражает свое мнение о том, что молодой художник не должен заниматься созданием модных и банальных картин или портретов ради денег. Он советует художнику быть терпеливым, внимательно подходить к своей работе и избегать щегольства.
Я согласен с мнением профессора. В повести "Портрет" Гоголь рассматривает тему истинного искусства и таланта. Молодой художник, вдохновленный модой и желанием заработать, может столкнуться с опасностью потерять свой настоящий талант. Профессор предлагает ему быть осторожным и не идти на поводу у требований рынка и общества, а оставаться верным себе и своему искусству. Такое подход позволит художнику развиваться, раскрывать свой настоящий талант и не оседлать модные тренды. В тексте присутствуют характерные слова профессора, его советы и предостережения, которые указывают на то, что именно такой подход к искусству Гоголь считает настоящим и благородным.