Самостоятельная работа по теме С.Есенин. Сборник «Персидские мотивы»
1. Каково современное название Персии?
2. С какими событиями в жизни поэта связано создание «Персидских мотивов»?
3. Назовите ключевую тему всех стихотворений сборника «Персидские мотивы»
4. Перечислите традиционные художественные образы классической восточной поэзии, используемые автором в стихах сборника (не менее 5)
Какую роль играют эти образы в стихотворениях сборника?
5. Перечислите типично русские слова и выражения, употребляемые автором в «восточных» стихотворениях (не менее 5)
Объясните, с какой целью автор включает разговорные русские слова «восточные» в стихотворения.
6. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ» образ ржаного поля встречается в четырех строфах. В чем символический смысл этого образа?
7. Найдите в стихотворении гиперболу. Чем оправдан этот поэтический прием?
8. Как вы думаете, почему в есенинском тексте трижды встречается «что ли»? Как связана с этим «что ли» интонация произведения?
9.Перечислите (с примерами) другие изобразительно-выразительные средства (ИВС), используемые автором в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ».
Фонвизин Денис Иванович (1745 – 1792) – русский писатель, драматург, публицист, переводчик, представитель русского классицизма, создатель национальной бытовой комедии. Автор известной пьесы «Недоросль».
Детство и образование
Денис Иванович Фонвизин родился 3 (14) апреля 1745 года в Москве в дворянской семье, происходившей из ливонского рыцарского рода. Начальное образование будущий литератор получил дома. В семье Фонвизина царила патриархальная обстановка.
С 1755 года Денис Иванович обучался в дворянской гимназии при университете в Москве, затем на философском факультете Московского университета. В 1760 году Фонвизин, в числе «избранных учеников» уезжает в Петербург, где знакомится с Ломоносовым.
Начало творческого пути
С 1760-х годов Денис Иванович создает свои первые произведения. Раннее творчество Фонвизина отличалось острой сатирической направленностью. Так, предположительно к 1760-м годам относится не опубликованная при жизни автора пьеса, так называемый «ранний „Недоросль“», впервые изданная только в томе 9-10 серии «Литературное наследство» в 1933 году. Параллельно писатель занимался переводами. В 1761 году Фонвизин перевел на русский басни Хольберга. В 1762 году – произведения Террасона, Вольтера, Овидия, Грессе, Руссо.
Болезнь. Последние годы
С 1783 года Денис Иванович путешествует по Европе, посещает Италию, Германию, Австрию. В 1785 году у писателя случается первый апоплексический удар. В 1787 году Фонвизин возвращается в Россию.
В последние годы своей краткой биографии Фонвизин страдал от тяжелой болезни – паралича, но не прекращал заниматься литературной деятельностью. Несмотря на запрет Екатерины II на издание пятитомного собрания сочинений, Денис Иванович в это время создает комедию «Выбор гувернера», фельетон «Разговор у княгини Халдиной», работает над автобиографией «Чистое признание» (осталась неоконченной).
1 (12) декабря 1792 года Денис Иванович Фонвизин умер. Похоронили писателя на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Жадная мачеха посылает падчерицу в страшную метель в лес. Девочка идет, потому послушна. В лесу она видит костер, возле которого собрались двенадцать братьев-месяцев. Она рассказывает им о своей беде. Месяца хорошо знают девочку, потому что зимой она собирает хворост, осенью – грибы, летом – ягоды. Работает, как пчелка. Январь временно уступает место Апрелю – и на поляне появляются подснежники. В память месяца дают ей кольцо. Если произойдет нечто плохое, надо покатить ту кольцо по земле прочесть промовку. Месяца придут на
Мачеха и ее дочь идут к королевскому дворцу. Маленькая королева приказывает: всем ехать в лес! Собирать подснежники!
С ней отправляются профессор, старый солдат и фрейлина. В зимнем лесу мачеха и ее дочь совсем растерялись. Они признались, что подснежники принесли не они, а падчерица. Королева подходит к девочке, расспрашивает ее, но она не раскрывает тайны. Тогда королева велит снять с бедной шубку, старую и латанную, а кольцо ее бросает в прорубь.
Бедная девочка вынуждена обратиться за к месяцев.
Месяца появляются один за другим. Вот только была зима – и уже весна, цветы! Цветы сходят – ягоды, грибы появляются! Пошел дождь. Лошадей выпрягли. Но верхом ездить никто не умеет. Вот лошади и разбежались. Месяца обращают злых мачеху и ее дочь на собак, чтобы они тащили сани. Пошел снег.
Падчерице месяца подарили коляску и лошадей, нарядная одежда и ящик с шубами.
Королева хочет приказать девочке, и приходится научиться просить подвезите нас…»
Хорошая девочка всех наделяет теплой одеждой и принимает всех в свою тележку. А месяца возвращают девочке ее кольцо и говорят, что ждут в гости.