Самый правдивый человек на Земле Рудольф Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
ты будешь учиться формулировать вопросы, отвечать на них, писать собственную фантастическую историю.
1. Прочитай, используя просмотровое чтение. Определи по заглавиям, о чем будут рассказы героя.
Самый правдивый человек на Земле
Маленький старичок с большим носом сидит у ками на и рассказывает о своих приключениях. Его слушатели смеются ему прямо в глаза:
- Ай да Мюнхгаузен! Вот так барон! Но он даже не смотрит на них.
Он спокойно продолжает рассказывать, как он летал на Луну, как он жил среди трехногих людей, как его про глотила огромная рыба, как у него оторвалась голова.
Однажды какой-то проезжий слушал-слушал его и
ВДРУГ Как закричал:
Все это выдумки! Ничего этого не было, о чем ты рассказываешь.
Старичок насупился и важно ответил:
-Те графы, бароны, князья и султаны, которых я имел честь называть лучшими своими друзьями, всегда гово рили, что я самый правдивый человек на земле. Кругом
захохотали еще громче.
-Мюнхгаузен-правдивый человек! Ха-ха-ха! А Мюнхгаузен, как ни в чем не бывало, продолжал
рассказывать о том, какое на голове у оленя выросло
чудесное дерево.
-Дерево? На голове у оленя?!
Да. Вишневое. И на дереве вишни. Такие сочные,
сладкие...
57Охотничьи приключения барона Мюнхгаузена
Страстно любя охоту, я отдался ей всей душой. Для меня ничего на свете не было лучше охоты в дремучих лесах, которые россии танутся на сотни верст. С величайшим удовольствием вспоминаю время, ко
торое я так песело и интересно провел немало в пере
жил опасностей и рискованных приключений, но все за
канчивалось песьма удачно.
Вот какой был случай со мной, как-то пришлось мне охотиться на уток на большом озере. Но утки плавали да леко друг от друга. Посмотрел я и подумал: выстрелом никак не положить больше одной, а у меня, как на грех остался всего один патрон. Что тут делать?
Как раз этим речером я ждал к себе большую компа нию друзей, и мне хотелось угостить их дичью. К счастью я вспомнил, что от завтрака и охотничьей сумке остался кусочки сала. Я привязал их к перевке и спрятавшись за камыш, бросил ее в воду. Почти в тот же миг, к пели чайшей моей радости я увидел, что одна из уток быстро подплыла жадно схватила приманку и проглотила еёHа
H
Следом приманку проглотила другая, затем третья
утка и так далее, вплоть до самой последней. Когда утки нанизались на веревку, как бусы, я осто рожно притянул их к берегу, обмотал веревку с утками покруг себя шесть раз и пошел домой. Груз был довольно большой. Отойдя далеко от озера,
Я ПОЧУВСТВОвал, что не донесу всю добычу домой и стал
раскаиваться в своей жадности.
но тут случилось неожиданное обстоятельство, по вергшее меня в величайшее изумление. Все утки оказа лись живы. Как только они освоились со своим новым положением, все сразу взмахнули крыльями и подняли меня высоко в небо. Всякий бы на моем месте растерял ся, я же тотчас нашелся. Распустив по ветру полы камзо да я стал управлять полетом уток.
Завидев дом, я начал об думывать, как бы безопаснее спуститься на землю.
Освободив нескольких уток, я медленно опустил ся и попал прямо в трубу моей собственной кухни. К счастью, очаг еще не топил ся. Мое внезапное появление очень испугало повара и всех домочадцев, но когда они увидели, что я цел и невре дим и принес немало добычи их испуг сменился радостью.
(no P3, Pacne)
7 3. ответь на вопросы.
• Ктоже барон Мюнхгаузен: обманщик или фантазер? Почему его рассказы являются фантастическимиг
Докажи примерами из текста.• Что тебя рассмешило в его рассказе?
. Можно ли таким образом охотиться? • Как Мюнхгаузен опустился на землю?
Правда это или выдумка? Почему?
4. Установи причинно-следственные связи и рассказе Сформулируй несколько вопросов по прочитанному и за. дай их одноклассникам.сделать по странице по три вопроса или больше
Такой тонкий анализ детской психологии, сложных нитей, связывающих взрослых и детей, как в этом рассказе, говорит о глубоком понимании природы детства.
Дети и взрослые — люди разной расы. Они живут вместе, на одном пространстве, пользуются словами одного языка, но редко понимают друг друга. Бунин показал трагедию такого непонимания. Человек, вырастая, странным образом забывает о своем детстве. Он помнит события, но уже не может вернуться к детскому взгляду на них. Взрослые, обладающие умом и чувством справедливости, понимают это и пытаются как бы заново учить язык детства.
В рассказе "Цифры" автор дает две точки зрения на один и тот же конфликт дяди и маленького племянника. Он точно описывает свои чувства в момент конфликта, подробно объясняет детали происходящего и одновременно анализирует ситуацию как бы из другого времени, когда он смог понять мотивы своих и чужих поступков, дать им правильную оценку. С горечью говорит он о своей гордости, раздражении, которое погасило радость маленького мальчика. Бунин находит точные эпитеты, передающие эмоциональность племянника, его любознательность, энергию, живой характер. И беспощадно анализирует свое поведение, не пытаясь прикрываться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Да, эти слова произносятся в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой, но в контексте рассказа все эти теории выглядят издевательством над таинственным процессом познания мира.
Грустно, что человека много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство .взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях. Рассказ Бунина "Цифры" ненавязчиво, но твердо подводит к выводу: настоящее воспитание — это воспитание счастьем. Важно только понять, что делает ребенка счастливым, и не подменять воспитание давлением и навязыванием своих взглядов на жизнь и счастье