Сразу говорю, рассказ не мой, нашел на просторах интернета, возможно некоторые люди уже читали, но все же решил выложить.)
Было это лет 15 назад. Будучи старшекурсником одного симпатичного московского ВУЗа я работал командиром стройотряда, бойцы которого - первокурсники - ремонтировали корпус нашего общежития, и в нем же при этом жили. Лето, каникулы, в Москве жара по вечерам спадала лишь до 30 градусов, все окна раскрыты настежь. Сидим как-то вечером с приятелем, тоже старшекурсником, играем в шахматы и пьем чай. Нет, натурально в шахматы и действительно чай, хотя преферанс и пиво были существенно популярней. Так вот, мирно так сидим, на пятом этаже общаги, а в комнате над нами, на шестом, самом верхнем этаже, "гуляли" первокурсники из моего стройотряда - они как раз пили пиво, и, видимо, приняли немало, так как шум у нас над головой стоял невыносимый. В какой-то момент стало совсем невмоготу - ребятки наверху принялись гарцевать по комнате на стульях. Я уже грешным делом подумывал, не подняться ли мне и не попросить ли их поутихнуть. Тут мой приятель изобретает нестандартный ход. Он берет огромную консервную банку, полную бычков (мы использовали её как пепельницу), забирается на подоконник и ловким баскетболистским движение забрасывает банку в открытое окно комнаты наверху. Шум там мгновенно стихает и, что удивительно, не возобновляется. Мы спокойно доигрываем нашу шахматную партию.
Так вот. Прихожу я утром на работу - а начиналась она с разводки студентов по объектам, для чего все собирались вместе, - и слышу разговор двух первокурсников:
-Вчера чо было - не поверишь! Прикинь, квасили мы, ну приняли пивка неслабо, и тут курево у нас кончилось - не запаслись. Совсем уже оxpенели без курева, сели на стулья, начали скакать на них по комнате и молить Господа, чтобы хоть бычков нам подкинул. И тут - прикинь, ты не поверишь - в открытое окно влетает охеренная банка с бычками! Это на шестом этаже! Пять человек свидетелей! И что мы блок Мальборо не попросили!???
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступила весна.
-Прочитайте стихотворение:
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
-Как вы понимаете данное стихотворение?
-Вы своим мамам?
-Молодцы! Нужно всегда делать так, чтобы мамочка улыбалась.
- Сегодня мы будем говорить о рассказе А. П. Платонова «Мама». Но сначала, давайте проверим домашнее задание.
Приветствуют учителя.
Читают стихотворение.
Отвечают на во Высказывают своё мнение.
Узнают тему урока.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
-С каким произведением вы познакомились на уроке?
-О чём этот рассказ?
-О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда?
-Каким вы нарисовали цветок, о котором рассказал А.П. Платонов? Почему именно таким?
-Что вы знаете из биографии А. П. Платонова?
Отвечают на во учителя
Высказывают своё мнение.
Рассказывают, как выполнили домашнее задание.
Рассказывают, что они знают из биографии писателя.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Прочитайте название рассказа А. П. Платонова, который мы сегодня будем читать.
-Как вы понимаете название рассказа? Что значит «ещё» мама? Разве может быть такое?
Андрей Платонович Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом до окончания дней. Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ «Ещё мама», который мы сегодня будем выразительно читать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Читают название рассказа.
Отвечают на во Высказывают мнение.
Слушают рассказ учителя.
Запоминают информацию.
Выполняют физкультминутку.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Сейчас мы прочитаем рассказ вслух и выразительно.
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-О ком этот рассказ?
-Расскажите, как Артём собирался в школу. Почему он не хотел идти.
Читают рассказ вслух, выразительно по одному.
Отвечают на во учителя.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в парах.
-Что вы можете сказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Прочитайте диалог выразительно по ролям.
Словарная работа.
-Найдите в тексте непонятные вам слова и мы вместе найдём их лексическое значение.
Отвечают на во Читают выразительно диалог по ролям.
– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?
– Вон она!
– Ну иди, иди, Артёмушка, иди один. Учительницу там слушайся, она вместо меня будет.
Артём задумался.
– Нет, она за тебя не будет, – тихо произнёс Артём, – она чужая.
– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! - Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл далее один.
Проводят словарную работу.
Называют непонятные слова, находят их значение.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Что же приключилось с Артёмом по дороге в школу?
-Расскажите, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?
-Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?
-Что общего у слов «Родина» и «Мама»?
-Как автор относится к Артёму? Объясните.
-Назовите основную, главную мысль текста? Чему учит этот рассказ?
Отвечают на во учителя по рассказу «Ещё мама».
ответы обучающихся.
-Артём боялся за маму, что с ней что-то случиться.
- Артём в первый день научился писать два слова. Это были слова «Мама» и «Родина».
Сразу говорю, рассказ не мой, нашел на просторах интернета, возможно некоторые люди уже читали, но все же решил выложить.)
Было это лет 15 назад. Будучи старшекурсником одного симпатичного московского ВУЗа я работал командиром стройотряда, бойцы которого - первокурсники - ремонтировали корпус нашего общежития, и в нем же при этом жили. Лето, каникулы, в Москве жара по вечерам спадала лишь до 30 градусов, все окна раскрыты настежь. Сидим как-то вечером с приятелем, тоже старшекурсником, играем в шахматы и пьем чай. Нет, натурально в шахматы и действительно чай, хотя преферанс и пиво были существенно популярней. Так вот, мирно так сидим, на пятом этаже общаги, а в комнате над нами, на шестом, самом верхнем этаже, "гуляли" первокурсники из моего стройотряда - они как раз пили пиво, и, видимо, приняли немало, так как шум у нас над головой стоял невыносимый. В какой-то момент стало совсем невмоготу - ребятки наверху принялись гарцевать по комнате на стульях. Я уже грешным делом подумывал, не подняться ли мне и не попросить ли их поутихнуть. Тут мой приятель изобретает нестандартный ход. Он берет огромную консервную банку, полную бычков (мы использовали её как пепельницу), забирается на подоконник и ловким баскетболистским движение забрасывает банку в открытое окно комнаты наверху. Шум там мгновенно стихает и, что удивительно, не возобновляется. Мы спокойно доигрываем нашу шахматную партию.
Так вот. Прихожу я утром на работу - а начиналась она с разводки студентов по объектам, для чего все собирались вместе, - и слышу разговор двух первокурсников:
-Вчера чо было - не поверишь! Прикинь, квасили мы, ну приняли пивка неслабо, и тут курево у нас кончилось - не запаслись. Совсем уже оxpенели без курева, сели на стулья, начали скакать на них по комнате и молить Господа, чтобы хоть бычков нам подкинул. И тут - прикинь, ты не поверишь - в открытое окно влетает охеренная банка с бычками! Это на шестом этаже! Пять человек свидетелей! И что мы блок Мальборо не попросили!???
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Улыбнулись друг другу, и продолжаем урок с хорошим настроением. А настроение хорошее ещё и потому, что за окном наступила весна.
-Прочитайте стихотворение:
Хоть мама
Ещё не вернулась с работы,
Нетрудно узнать
Её думы-заботы:
«Вернусь – хорошо бы
Пошить, почитать…
Да надо с уборкой
Возиться опять».
Стань добрым волшебником –
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
-Как вы понимаете данное стихотворение?
-Вы своим мамам?
-Молодцы! Нужно всегда делать так, чтобы мамочка улыбалась.
- Сегодня мы будем говорить о рассказе А. П. Платонова «Мама». Но сначала, давайте проверим домашнее задание.
Приветствуют учителя.
Читают стихотворение.
Отвечают на во Высказывают своё мнение.
Узнают тему урока.
2. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
-С каким произведением вы познакомились на уроке?
-О чём этот рассказ?
-О каком удивительном чуде, главном деле узнал Афоня от своего деда?
-Каким вы нарисовали цветок, о котором рассказал А.П. Платонов? Почему именно таким?
-Что вы знаете из биографии А. П. Платонова?
Отвечают на во учителя
Высказывают своё мнение.
Рассказывают, как выполнили домашнее задание.
Рассказывают, что они знают из биографии писателя.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
-Прочитайте название рассказа А. П. Платонова, который мы сегодня будем читать.
-Как вы понимаете название рассказа? Что значит «ещё» мама? Разве может быть такое?
Андрей Платонович Платонов в детстве познал столько горя, что он помнил об этом до окончания дней. Старший сын в многодетной семье, он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.
Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна. “Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал очень много… ” – пишет Платонов. Признанием в любви к самым близким людям является рассказ «Ещё мама», который мы сегодня будем выразительно читать.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Читают название рассказа.
Отвечают на во Высказывают мнение.
Слушают рассказ учителя.
Запоминают информацию.
Выполняют физкультминутку.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
-Сейчас мы прочитаем рассказ вслух и выразительно.
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
-О ком этот рассказ?
-Расскажите, как Артём собирался в школу. Почему он не хотел идти.
Читают рассказ вслух, выразительно по одному.
Отвечают на во учителя.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в парах.
-Что вы можете сказать об отношениях мамы и сына? Какой наказ дала мама Артёму? Прочитайте диалог выразительно по ролям.
Словарная работа.
-Найдите в тексте непонятные вам слова и мы вместе найдём их лексическое значение.
Отвечают на во Читают выразительно диалог по ролям.
– А теперь ступай один, – сказала мать. – Привыкай один ходить. Школу-то видишь?
– Вон она!
– Ну иди, иди, Артёмушка, иди один. Учительницу там слушайся, она вместо меня будет.
Артём задумался.
– Нет, она за тебя не будет, – тихо произнёс Артём, – она чужая.
– Привыкнешь, Аполлинария Николаевна тебе как родная будет. Ну, иди! - Мать поцеловала Артёма в лоб, и он пошёл далее один.
Проводят словарную работу.
Называют непонятные слова, находят их значение.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
-Что же приключилось с Артёмом по дороге в школу?
-Расскажите, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?
-Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день? Какие первые слова написал мальчик?
-Что общего у слов «Родина» и «Мама»?
-Как автор относится к Артёму? Объясните.
-Назовите основную, главную мысль текста? Чему учит этот рассказ?
Отвечают на во учителя по рассказу «Ещё мама».
ответы обучающихся.
-Артём боялся за маму, что с ней что-то случиться.
- Артём в первый день научился писать два слова. Это были слова «Мама» и «Родина».
ответы обучающихся.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
Объяснение: