1. Пейзажная зарисовка. 2. Кто построил эту железную дорогу? 3. Рассказ о строителях железной дороги. 4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда. 5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе. 6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.
Пересказ и краткая характеристика произведения
Стихотворению предпослан эпиграф (мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу), играющий роль экспозиции. Начинается стихотворение с описания осени, проникнутого настроением бодрости и покоя:
Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит... Лирический герой — рассказчик — едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Герой, оспаривая слова генерала о том, что эта железная дорога построена графом Клейнмихелем, начинает рассказ о тех, кто является истинными строителями железнодорожного пути. «Правду показать» автор намерен не генералу, а его сыну Ване. Рассказчик объясняет, что на этот каторжный труд людей согнал царь, имя которому «голод»:
Он-то согнал сюда массы народные. Многие — в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе.
Слушая рассказ, мальчик задремал, в полусне ему представилась картина оживших мертвецов — строителей железной дороги. Мертвецы рассказывают о том, какой непосильной была работа:
Мы надрывались под зноем, под холодом, С вечно согнутой спиной...
Вечно голодные, мокрые и замерзшие, эти люди жили в землянках, болели и умирали. Благодарности за свою работу они не получали, наградой за их труд были лишь побои начальства. И все, о чем они просят, — помянуть их добрым словом. Рассказчик подчеркивает, что эти мужики для Вани - братья, т.е. такие же люди, как и он сам.
Автор указывает мальчику на одного из толпы мертвецов — на изможденного лихорадкой белоруса. Белорус страшен: «язвы на тощих руках», опухшие ноги, «ямою грудь». И теперь, после смерти, он не разгибает спины: «механически ржавой лопатою» долбит мерзлую землю. Рассказчик говорит, что «эту привычку к труду благородную» нужно бы перенять каждому, и призывает «мужика уважать».
Неожиданно засвистел паровозный свисток. Ваня очнулся и рассказал о своих видениях отцу. Отец в ответ захохотал. Генерал отозвался о простых мужиках как о варварах, о «диком скопище пьяниц», не создать что-либо хорошее, и упрекнул рассказчика в том, что тот изображает лишь грустные картины жизни. Рассказчик соглашается показать «светлую сторону» — момент, когда «труды роковые» окончены. Народ собрался у конторы за расчетом, однако денег не дали, напротив, мужики еще и должны остались. Приехал подрядчик осматривать проделанную работу. Сказал, что недоимку дарит, а заодно дарит и бочку вина. В ответ мужики закричали «ура» и покатили бочку с песней. Автор задает горестный вопрос:вроде всё)))
В поэме нет отдельных героев. Есть картины народной жизни, создающие широкую социальную панораму и объединенные одной темой. Поэт гневно возмущается ужасными условиями, в которых находился народ, тем, что считается, что дорогу построил начальник строительства граф Клейнмихель, а не народ — оборванные мужики, согнанные на строительство дороги голодом. Толпы призраков-мертвецов, окружающие несущийся поезд, — это жертвы непосильной работы и лишений при постройке дороги. Но их труд не пропал даром: они создали великолепное сооружение, и поэт прославляет народ-труженик. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: «губы бескровные», «веки упавшие», «язвы на тощих руках». А рядом с ними — виновник народных бедствий — разжиревший «лабазник». Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад. Образы в «Железной дороге» наглядны и реалистически беспощадны. Народ изображен правдиво — таким, каков он есть в действительности. Поэт не просто обращается в своем произведении к многострадальному русскому трудовому народу, он сливается с народным сознанием. В борьбе за место в жизни человек у Некрасова выступает не как одиночка, противопоставленный обществу, а как полноправный представитель народных масс. В поэме изображен народ в двух ипостасях: великий труженик, по делам своим заслуживающий всеобщего уважения и восхищения, и терпеливый раб, которого остается лишь не оскорбив этой жалостью. Автор осуждает народ, который смирился со своим положением и не решается на открытый протест. Однако поэт уверен, что трудолюбивый русский народ не только проложит железные дороги, но и создаст в будущем «пору прекрасную». Народу противостоит в поэме генерал, который в своем монологе пытается выступить в роли защитника эстетических ценностей, вспоминая Колизей, Ватикан, Аполлона Бельведерского. Однако перечисление произведений искусства и культуры в устах генерала сменяется ругательствами в адрес народа: «варвары», «дикое скопище пьяниц», что свидетельствует о его истинной культуре. Генерал воспринимает народ как разрушителя всего прекрасного, а не созидателя.
План пересказа
1. Пейзажная зарисовка.
2. Кто построил эту железную дорогу?
3. Рассказ о строителях железной дороги.
4. В воображении Вани появляются страшные картины мертвецов, которые лишились жизни из-за каторжного труда.
5. Мальчик, проснувшись, рассказывает о своем сне генералу, тот, захохотав, с пренебрежением отзывается о русском народе.
6. Автор говорит о том, какую плату получают за свой труд строители дороги.
Пересказ и краткая характеристика произведения
Стихотворению предпослан эпиграф (мальчик спрашивает отца, кто построил железную дорогу), играющий роль экспозиции. Начинается стихотворение с описания осени, проникнутого настроением бодрости и покоя:
Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит... Лирический герой — рассказчик — едет в поезде. Его попутчики — генерал с сыном Ваней. Герой, оспаривая слова генерала о том, что эта железная дорога построена графом Клейнмихелем, начинает рассказ о тех, кто является истинными строителями железнодорожного пути. «Правду показать» автор намерен не генералу, а его сыну Ване. Рассказчик объясняет, что на этот каторжный труд людей согнал царь, имя которому «голод»:
Он-то согнал сюда массы народные.
Многие — в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.
Слушая рассказ, мальчик задремал, в полусне ему представилась картина оживших мертвецов — строителей железной дороги. Мертвецы рассказывают о том, какой непосильной была работа:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной...
Вечно голодные, мокрые и замерзшие, эти люди жили в землянках, болели и умирали. Благодарности за свою работу они не получали, наградой за их труд были лишь побои начальства. И все, о чем они просят, — помянуть их добрым словом. Рассказчик подчеркивает, что эти мужики для Вани - братья, т.е. такие же люди, как и он сам.
Автор указывает мальчику на одного из толпы мертвецов — на изможденного лихорадкой белоруса. Белорус страшен: «язвы на тощих руках», опухшие ноги, «ямою грудь». И теперь, после смерти, он не разгибает спины: «механически ржавой лопатою» долбит мерзлую землю. Рассказчик говорит, что «эту привычку к труду благородную» нужно бы перенять каждому, и призывает «мужика уважать».
Неожиданно засвистел паровозный свисток. Ваня очнулся и рассказал о своих видениях отцу. Отец в ответ захохотал. Генерал отозвался о простых мужиках как о варварах, о «диком скопище пьяниц», не создать что-либо хорошее, и упрекнул рассказчика в том, что тот изображает лишь грустные картины жизни. Рассказчик соглашается показать «светлую сторону» — момент, когда «труды роковые» окончены. Народ собрался у конторы за расчетом, однако денег не дали, напротив, мужики еще и должны остались. Приехал подрядчик осматривать проделанную работу. Сказал, что недоимку дарит, а заодно дарит и бочку вина. В ответ мужики закричали «ура» и покатили бочку с песней. Автор задает горестный вопрос:вроде всё)))