Ще перед війною в тій школі, де вчився Кость Квітка, малювання і креслення викладав старомодний учитель Аполлінарій Феоктистович, на прізвисько Циркуль. Цю прикладку Кость приклав своєму вчителеві, скоро тільки перейшов до шостого класу, і вона прижилася.
Високий, худорлявий, у чорному, ще царських часів, сурдуті, Аполлінарій Феоктистович зовні навіть виправдував дане йому наймення. Проте менш за все цього обтягнутого чорним сукном чоловіка можна було назвати сухим і черствим. Він був старомодний, трохи гоноровитий, але тільки не сухий.
На своєму предметі Аполлінарій Феоктистович знався добре, однак був надто м’якосердий, і ця його м’якосердість не йшла на користь навчанню. Школярі знали, що перед революцією їхній учитель викладав у гімназії латину. І хоч аніякої цікавості до латини шестикласники, звісно ж, не виявляли, проте на уроках Аполлінарія Феоктистовича зчаста лунала ця мертва, але гарна мова.
будь ласка прочитайте її висловити свою думку
А горе наше мерили?
Работе мера есть?
Вино валит крестьянина,
А горе не валит его?
Работа не валит?
Мужик беды не меряет,
Со всякою справляется,
Какая ни приди.
Мужик, трудясь, не думает,
Что силы надорвет.. .
Крестьяне в поэме делятся на рабов и тех, кто протестует против такой жизни. Это Яким Нагой и Савелий, богатырь святорусский. Яким защищает интересы народа, выражает протест, который до конца еще не созрел. Он - выходец из самых низов народа и знает тяжесть крестьянской жизни не понаслышке. Савелий также крестьянин, который ценит свободу: “Клейменный, да не раб! ” - говорит он о себе.
Крестьянское терпение
Выносливо, да временем
Есть и ему конец.
Но часть крестьян свыклась со своим рабским положением и не хочет ничего менять. Таков Ипат, лакей князей Утятиных, а также Яков, “холоп примерный”.
Некрасов показал Русь не только как государство рабов и господ, но и как родину богатырей русских... Есть здесь место и настоящему богатырскому подвигу:
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы.
Спина.. .леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается.. .
Все терпит богатырь!
И гнется, да не ломится.. .
Богатырь - это любой русский крестьянин, жизнь которого и есть настоящий богатырский подвиг.
Кем детям советника Штальбаума приходился Дроссельмейер?
Крёстным
Дядей
Дедушкой
2.
Почему Фрицу больше нравились подарки родителей, чем Дроссельмейера?
С его подарками нельзя играть
Его подарки ломались
Его подарки были для девочек
3.
Кто сломал Щелкунчику зубы?
Мари
Фриц
Мышиный король
4.
Сколько голов было у Мышиного короля?
5
6
7
5.
Что могло вернуть красоту принцессе Пирлипат?
Колбаса
Орех Кракатук
Мышильда
6.
В кого превратился племянник Дроссельмейера?
В оловянного солдатика
В Мышинного короля
В щелкунчика
7.
Как Мари щелкунчика от Мышинного короля?
Бросила в короля своей туфелькой
Посадила Щелкунчика на шкаф
Натравила на короля кошку
8.
Что было необходимо Щелкунчику для победы над Мышиным королем?
Сабля
Конь
Армия
9.
Как Мари попала в Страну Сказок?
Через дымоход
Через лисью шубу
Через картину
10.
За кого вышла замуж Мари?
За племянника Дроссельмайера
За министра
За студента