В стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» красной нитью проходит тема русского народа, его скрытого могущества. Обыкновенные крестьянские люди строили железную дорогу, по которой едет мальчик Ваня с отцом, а вовсе не граф Петр Андреевич Клейнмихель, как говорится в эпиграфе к произведению. Стихотворение раскрывает весь ужас и жестокость рабства, крепостничества. Тысячи людей были вынуждены строить эту дорогу по приказу помещиков, и очень многие погибли из-за ужасных условий работы:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой,
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
По смыслу стихотворение разделено на четыре части. В первой показывается красота русской земли, во второй говорится о тяжелой участи закрепощенных людей, которые попали в совершенно рабское положение. Третья часть открывает спор генерала и лирического героя по поводу народа: мнения у них совершенно различны. Генерал называет крестьян «пьяницами» и «разрушителями», хотя едет по железной дороге, построенной их же руками. Он сомневается в том, что великие произведения архитектуры, например Колизей, были сотворены народом. Четвертая же часть отображает положение народа после строительства железной дороги, вроде как радостное время, когда крепостное право уже свергнуто, но почему-то народ остается фактически в прежнем положении. Лирический герой понимает, что перемены обязательно произойдут, но только очень нескоро, и ни он сам, ни его сын не смогут увидеть их. Это происходит, потому что русский народ терпелив и покорен своему начальству.
Н.А. Некрасов считает русский народ поистине могучей силой! В его стихотворении Ване снится сон, где сам Бог говорит ему: «Вот они – нашей дороги строители!» Причем это относится не столько к строительству железной дороги, сколько к тому, что все будущее страны лежит на плечах русских мужиков. Лирический герой ставит их в пример своему сыну, предлагая перенять привычку к упорному труду. Я считаю, что одна из главных мыслей произведения наиболее ярко открывается в этих строчках:
Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе - Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.
Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!
Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:
Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит...
Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной - придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.
Этому и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий - ударение на втором слоге:
Опять я в деревне, Хожу на охоту...
Крестьянские дети;
анапест - ударение на третьем слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Размышления...
В Железной дороге применен дактиль - ударение на первом слоге:
Все хорошо под сиянием лунным...
Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та...
Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям
А далее повторяются гласные у и ю вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок...
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла
В стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога» красной нитью проходит тема русского народа, его скрытого могущества. Обыкновенные крестьянские люди строили железную дорогу, по которой едет мальчик Ваня с отцом, а вовсе не граф Петр Андреевич Клейнмихель, как говорится в эпиграфе к произведению. Стихотворение раскрывает весь ужас и жестокость рабства, крепостничества. Тысячи людей были вынуждены строить эту дорогу по приказу помещиков, и очень многие погибли из-за ужасных условий работы:
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой,
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда…
По смыслу стихотворение разделено на четыре части. В первой показывается красота русской земли, во второй говорится о тяжелой участи закрепощенных людей, которые попали в совершенно рабское положение. Третья часть открывает спор генерала и лирического героя по поводу народа: мнения у них совершенно различны. Генерал называет крестьян «пьяницами» и «разрушителями», хотя едет по железной дороге, построенной их же руками. Он сомневается в том, что великие произведения архитектуры, например Колизей, были сотворены народом. Четвертая же часть отображает положение народа после строительства железной дороги, вроде как радостное время, когда крепостное право уже свергнуто, но почему-то народ остается фактически в прежнем положении. Лирический герой понимает, что перемены обязательно произойдут, но только очень нескоро, и ни он сам, ни его сын не смогут увидеть их. Это происходит, потому что русский народ терпелив и покорен своему начальству.
Н.А. Некрасов считает русский народ поистине могучей силой! В его стихотворении Ване снится сон, где сам Бог говорит ему: «Вот они – нашей дороги строители!» Причем это относится не столько к строительству железной дороги, сколько к тому, что все будущее страны лежит на плечах русских мужиков. Лирический герой ставит их в пример своему сыну, предлагая перенять привычку к упорному труду. Я считаю, что одна из главных мыслей произведения наиболее ярко открывается в этих строчках:
Благослови же работу народную,
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес, достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вера поэта в народ, в его духовные силы так сильно заражает читателя потому, что она основана на изучении и глубоком понимании народной жизни, а не на идеализации народа.
Одно из самых сильных стихотворений Некрасова о народе - Железная дорога. Событие, подсказавшее сюжет стихотворения,- строительство железной дороги между Петербургом и Москвой, законченное в 1851 году. Однако стихотворение отразило более широкую картину бессовестной и бесчеловечной эксплуатации народа. Граф Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения, не задумываясь, губил крестьянские жизни, чтобы быстрее закончить строительство Николаевской железной дороги. Такое отношение к народу было свойственно огромному числу дельцов-промышленников и царских чиновников.
Стихотворению предшествует подчеркнуто прозаический эпиграф- запись вагонного разговора, случайно услышанного поэтом:
Ваня (в кучерском армячке). Папаша! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
Здесь каждая деталь многозначительна. Пальто на красной подкладке носили только генералы. А кучерский армячок - свидетельство генеральского народолюбия. Генерал, очевидно, не прочь щегольнуть своим пристрастием к простому мужичку.
Изображение поздней русской осени, которым начинается стихотворение, вызывает в памяти пушкинские стихи: Унылая пора!
Очей очарованье! И у Некрасова с первых строк чувствуется очарованность осенней природой, возникает настроение свежести, душевного подъема. Да, Некрасов, бесспорно, следует за Пушкиным. Но нельзя не заметить в осеннем пейзаже примет именно некрасовского стиля:
Славная осень. Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит...
Немногие слова, свойственные крестьянской речи, но не нарушающие литературных норм,- ядреный, студеной - придают стихотворению народную окраску, вызывают ощущение народного взгляда на мир.
Этому и ритм стихотворения: трехстопный стих, обычный в крестьянской лирике. Вы уже встречали у Некрасова наряду с ямбом и хореем варианты трехсложных размеров: амфибрахий - ударение на втором слоге:
Опять я в деревне, Хожу на охоту...
Крестьянские дети;
анапест - ударение на третьем слоге:
Вот парадный подъезд. По торжественным дням...
Размышления...
В Железной дороге применен дактиль - ударение на первом слоге:
Все хорошо под сиянием лунным...
Ритм стихотворения здесь так естественно сочетается с содержанием, словно слышишь перестук вагонных колес: та-та-та, та-та-та...
Некрасов вообще мастерски пользуется звукописью. В первой строфе стихотворения скопились звонкие, раскатистые р, создающие своеобразный аккомпанемент бодрым, радостным интонациям
А далее повторяются гласные у и ю вообразить стремительное движение поезда, может быть, даже свист встречного ветра, паровозный гудок...
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю...
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою...
Центральная часть стихотворения - разговор поэта с генеральским сыном Ваней. Поэт хочет, чтобы молодое поколение, в каких условиях оно ни вырастало, поняло величие народного труда, трагизм народной судьбы, осознало бы и свой долг перед народом. Сила художественной фантазии воскрешает строителей, по чьим костям пролегла