Самым распространённым художественным средством в загадках является метафора. Метафора - это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. "Висит груша - нельзя скушать" (лампочка) – по внешнему сходству лампочка названа грушей. Это - метафора. Так же часто встречаются олицетворения. То есть сопоставление с человеком. "Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет" (Красная и черная смородины - сёстры). Ещё одним художественным приёмом в загадках является многозначность слов. "Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут" (глагол идут в данном случае относится к часам). Выразительность образов в загадках чаще всего достигается большим количеством эпитетов и сравнений. В загадке "Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед" - вишня сравнивается и с мышью, и с кровью, и с мёдом, например. А крыжовник в загадке "Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь" награждён целым рядом эпитетов: низок, колюч, сладок, не пахуч.
Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе
является купец Савел Прокофьевич Дикой.
Основные черты Дикого - грубость, невежество, вспыльчивость
и вздорность характера.
"Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще!
Ни за что человека оборвет",- говорит о нём Шапкин.
Вся жизнь Дикого основана на ругательстве.
Ни денежные расчеты, ни поездки на базар-"ничего у него без
брани не обходится".
Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему
из Москвы племяннику Борису. Вконец затравил Дикой
племянника, зная, что тот находится от него в полной
материальной зависимости.
Дома Дикой распоясывается без всякого удержу, и члены семьи,
от его ярости, целыми днями прячутся на чердаках
да в чуланах.
Нисколько не стесняется Дикой и с посторонними,
над которыми можно безнаказанно покуражиться .
Благодаря деньгам он держит в своих руках обывателей
и издевается над ними.
Самодурство Дикого особенно резко выражает в том,
что его отношения к людям и суждения о них не имеют
никакого основания, кроме личного произвола и
необузданности.
Он, например, называет бедного мещанина Кулигина
вором и сердится на его обиду.
Дикой чувствует свою силу и власть - власть капитала.
"Толстосумы" почитались тогда "именитыми людьми",
перед которыми бедняки вынуждены были заискивать
и пресмыкаться.
Пасует Дикой лишь перед теми, кто дать
ему отпор.
Раз на перевозе, на Волге, он не посмел связаться с
проезжим гусаром, а после опять-таки выместил
свою обиду дома, разогнав всех по чердакам да чуланам.
Сдерживает он свой нрав и перед Кабанихой, видя в
ней ровню себе.
Власть денег была, однако, не единственной причиной,
создававшей почву для необузданного произвола.
Другой причиной процветанию самодурства,
было невежество.
Невежество Дикого особенно наглядно проявляется в
сцене его разговора с Кулигиным относительно
устройства громоотвода.
Язык человека, манера говорить и самая интонация
речи обычно соответствуют характеру человека.
Это в полной мере находит подтверждение в языке Дикого.
Речь его всегда груба и насыщена бранными,
оскорбительными выражениями и эпитетами:
разбойник, червяк, дармоед, дурак, проклятый и т. п.
Характерно, что практически никто не оказывает Дикому
активного сопротивления. Хотя утихомирить его не так
уж и сложно: на перевозе его "обругал" незнакомый гусар,
не робеет перед ним и Кабаниха.
"Нет над тобой старших, вот ты и куражишься",-
прямолинейно заявляет ему Марфа Игнатьевна.
Самым распространённым художественным средством в загадках является метафора. Метафора - это оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения. "Висит груша - нельзя скушать" (лампочка) – по внешнему сходству лампочка названа грушей. Это - метафора. Так же часто встречаются олицетворения. То есть сопоставление с человеком. "Две сестры летом зелены, К осени одна краснеет, другая чернеет" (Красная и черная смородины - сёстры). Ещё одним художественным приёмом в загадках является многозначность слов. "Стучат, стучат - не велят скучать. Идут, идут, а все тут как тут" (глагол идут в данном случае относится к часам). Выразительность образов в загадках чаще всего достигается большим количеством эпитетов и сравнений. В загадке "Мала, как мышь, красна, как кровь, вкусна, как мед" - вишня сравнивается и с мышью, и с кровью, и с мёдом, например. А крыжовник в загадке "Низок, да колюч, сладок, не пахуч. Ягоды сорвешь - всю руку обдерешь" награждён целым рядом эпитетов: низок, колюч, сладок, не пахуч.