Поэма 1839 г. «мцыри» ― одно из главных программных произведений м. ю. лермонтова. проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой. герой поэмы ― могучая личность, противостоящая окружающему миру, бросающая ему вызов. действие разворачивается на кавказе, среди вольной и мощной кавказской природы, родственной душе героя. мцыри больше всего ценит свободу, не принимает жизнь «вполсилы»: таких две жизни за одну. но только полную тревог, я променял бы, если б смог. время в монастыре было для него лишь цепочкой томительных часов, сплетающихся в дни, годы… три дня воли стали истинной жизнью: ты хочешь знать, что делал я на воле? жил ― и жизнь моя без этих трех блаженных дней была б печальней и мрачней бессильной старости твоей. эти три дня полной, абсолютной свободы позволили мцыри узнать себя. он вспомнил детство: внезапно открылись ему картины младенчества, ожила в его памяти родина: и вспомнил я отцовский дом, ущелье наше и кругом в тени рассыпанный аул… он увидел «как живые» лица родителей, сестер, односельчан… мцыри за три дня прожил всю жизнь. он был ребенком в родительском доме, нежно любимым сыном и братом; он был воином и охотником, борясь с барсом; был робким влюбленным юношей, в восторге глядевшим на «деву гор». он был во всем истинным сыном своей земли и своего народа: … да, рука судьбы меня вела иным путем… но нынче я уверен в том, что быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов. за три дня на воле мцыри получил ответ на давно мучивший его вопрос: узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы. да, мир прекрасен! ― таков смысл рассказа юноши об увиденном. его монолог ― гимн миру, полному красок и звуков, радости. когда мцыри говорит о природе, его не покидает мысль о воле: все в этом естественном мире существуют свободно, никто не подавляет другого: сады цветут, потоки шумят, птицы поют и т. д. это утверждает героя в мысли, что человек тоже рожден для воли, без которой не может быть ни счастья, ни самой жизни. то, что испытал и увидел мцыри за три «блаженных» дня, героя к мысли: лучше три дня свободы, чем вечное блаженство рая; лучше гибель, чем смирение и покорность судьбе. выразив такие мысли в поэме, м. ю. лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие, он утверждал борьбу, активность как принцип человеческой жизни.
В18 веке, в обществе произошло большое количество преобразований. сфера образования в россии, в 18 веке тоже подверглась реформам. в образовании 18 века, в россии впервые появилась светская школа. были разработаны теории и методики светского образования в россии, также была предпринята попытка создания государственной системы образования. развитие реформ образования в россии в 18 веке, можно разделить на 4-ре периода. i период в первой четверти 18 веке, были созданы первые светские образовательные школы. эти школы, давали начальные и практические знания. многие школы сочетали в себе образовательные и профессиональные основы. была создана пушкарская школа, медицинская школа. так же был создан ряд , навигационных и ремесленных учебных заведений. ii период в 1730-1755 годах возникают дворянские учебные заведения. сухопутный корпус, морской, инженерный. был также создан смольный институт благородных девиц. вместе с этим, начинали формироваться основы общественного образования, ревнителем которых был михаил васильевич ломоносов. в провинциях развивались епархиальные и адмиралтейские школы. в москве и петербурге появляются первые общеобразовательные гимназии. iii период в 1755 – 1782 годах, в обществе стали распространяться просветительские идеи. были переведены и изданы сочинения джона локка. в своих трудах локк говорит о том, что ребенка надо воспитывать не устрашением и подавлением личности, а искать более прогрессивные методы обучения. государством была предпринята попытка создать систему воспитательно–образовательных учреждений, что позволило бы получить новых квалифицированных врачей, художников, ремесленников и ученых. были открыты новые училища. iv период в 1782 - 1786 годах, наконец-то, была создана государственная система народного образования. екатерина ii долго работала над этим вопросов, и решила строить народное образование по австрийскому образцу. в 1782 году была создана комиссия об учреждение училищ. по замыслам комиссии создавались училища двух типов: главные с 4-мя классами в губерниях, малые двуклассные в уездах. такие училища должны были обеспечить народ начальным образованием. школьная реформа создала проблему подготовки учителей, которых катастрофических не хватало. вскоре были открыты учительская семинария и главное народное училище для подготовки учительских кадров. в 18 веке в россии образование приобрело определенную структуру, что сказалось на качестве образования. понимая значимость образования, правительство уделяло этому вопросу много времени. образование в россии 18 века было поставлено под жесткий контроль.